Share

суббота, 3 июня 2017 г.

До Юбилея Ерцево остался 20 дней!

Ветка.doc

«Ветка»
 «Ветка»– так кратко называли местную Ерцевскую железную дорогу –протянувшуюся на запад от Ерцево на 140 км. Общая протяженность ее вместе со своими ответвлениями (ветками и усами) составляла около 300 км. «Ветка» – система Исправительно-трудовых колоний (ИТК) и отдельных лагерных пунктов (ОЛП), порожденных Каргопольлагом, а потом входивших в состав учреждения П-233. «Ветка» – это поселки, которые возникали одновременно с лагерями. В них жили люди, для которых лагерь был местом работы, и их семьи. Из всех поселков ветки можно выделить ключевые или основные ОЛПы: 37-й пикет, Круглица, Мостовица, Чужга, Ковжа, Ширбово, Совза, Южный.

«Ветка» начала развиваться с конца 37-го года с целью освоения лесных массивов. От Ерцево все дальше на запад уходил железнодорожный путь, возникали новые лагеря и поселки. Где-то, это были места, близкие к исконно существующим здесь деревням, но, в основном, они представляли совершенно неосвоенные территории, где все начиналось с нуля.

Там, где был нетронутый лес, начинали звучать человеческие голоса, звенеть пилы… Один за другим строились дома, заселялись людьми, рождались и росли дети. Здесь, вдалеке от центров цивилизации в суровых условиях северной тайги бурлила жизнь, со всеми, присущими ей атрибутами.

Для людей, чье детство связано с «веткой», эти места стали малой родиной, в любви к которой они не перестают признаваться. Ну и что из того, что здесь жилось скудно и трудно, что приходилось рано начинать помогать родителям, что жизнь проходила в соседстве с лагерной зоной? Семья, отец и мать, братья и сестры, друзья семьи и твои личные. Все в поселке знакомы. Природа вокруг, доступная, раскрытая с первого твоего шага тебе навстречу. Лес, речка, озеро, грибы и ягоды, рыба и зверье. Игры и серьезные занятия. Познание природы и людей не книжное, а через прямой контакт, через непосредственные наблюдения и переживания. Сейчас, спустя десятилетия с той поры, выходцы с тех мест итожат жизнь в достижениях на ниве разных профессий, счастливо обремененные детьми и внуками. Они разъехались не только по территории бывшего СССР, некоторые живут и за дальними рубежами.

Поселки были связаны с Ерцево железной дорогой. В Ерцево ездили по служебным делам, в больницу, в магазины, на учебу, да и просто провести там время.

Начальные школы были почти во всех поселках, но было и так, что дети ходили пешком в соседние поселки, в основном, по железной дороге, единственному пути сообщения между ними.

Во время учёбы в Ерцевской средней школе (ЕСШ) из-за отдалённости от центрального посёлка ребятам приходилось порой очень трудно. В учебные шесть дней недели они жили в интернате, домой на поезде выезжали по субботам в пять вечера. До места некоторые добирались только под утро в воскресенье. А уже в три часа дня ждали объявления по местному радио о времени сбора и выезда в Ерцево. Чтобы побыть буквально несколько часов дома, школьникам приходилось полсуток находиться в дороге. Но все равно, даже на эти несколько часов, они стремились к домашнему очагу.
 школьный вагон
С 1954 по 1958 годы при ЕСШ была открыта семилетняя школа для ребят с ветки. Интернат был один для ЕСШ и семилетней школы. В 1958 году на 37-ом была открыта семилетняя школа (с 1960 г. – восьмилетняя) с интернатом для детей ветки. В 1961 году открылась восьмилетняя школа в поселке Ширбово с интернатом. Это позволило детям, проживавшим ближе к Ширбово, сократить время на дорогу в школу. С 1992 года была открыта средняя школа в поселке Совза.

Большинство детей поселков не знали, что такое ясли и детский сад. Они проводили свободное время в основном на улице и на природе, предоставленные сами себе. Только единицы из них побывали в пионерском лагере.
Детский сад на Ковже

Драматически сложилась судьба этих поселков. Возникшие «по мановенью» государственных органов, они стали не нужны государству. От некогда разветвленной и, по-своему, процветающей системы железных дорог, лагерей и поселков – не осталось ничего, за исключением пос. 37-го пикета и пос. Мостовица. В памяти же людской они живут, и не только в памяти. По насыпям, освобожденных от рельсов, по зимникам и рекам, к руинам этих поселков пробираются туристы, охотники и, среди них, те, чье детство и часть жизни связана с этими местами.
Станция Ковжа

Подготовил Александр Митрофанович Соколов

4 комментария:

  1. На верхнем снимке почётный железнодорожник Николай Ардалионович Толстиков!
    Очень приятно читать все публикации в данной теме. Спасибо Александру Митрофановичу и Геннадию Анатольевичу!

    ОтветитьУдалить
  2. Это точно! Не надо тыщи тратить на книги. Все бесплатно здесь прочитаем.

    ОтветитьУдалить
  3. Узнаю Россию, всё бы на халяву!Здесь только маленькая часть материала, а в книгах всё.

    ОтветитьУдалить
  4. А мне дрстаточно маленькой части. Лишь бы бесплатно.

    ОтветитьУдалить