Сыров М.М..doc
Юбилею Ерцева посвящается…
Мостовица, Чёрный, Лейбуш…
Представляем гостя юбилейных торжеств из
Краснодара
Михаила Михайловича Сырова
Я родился в 1942 году в
поселке Ерцево. А жили мы на Мостовице. С Мостовицы переехали на ОЛП № 10. Жили
в бараке, помню длинный коридор, у каждой двери стояли сундуки, на гвоздях
висели ванны. Напротив, с торца дома, размещался взвод охраны, туда мы ходили в
кино. Поселок на две части делила железная дорога. На той стороне были жилые
дома, бараки и дальше – зона. Железная дорога шла к нижнему складу. Оттуда
паровоз увозил гружёные лесом вагоны. Запомнилось, что вдоль железной дороги
было много погребов для хранения картошки.
В октябре 1949 года родителей
перевели на лагпункт 16, поселок Чёрный, по названию ручья. Посёлок расположен
в 500 метрах от станции. На ручье была сделана плотина как в Ерцево, на ней
построена гидроэлектростанция, которая освещала посёлок и зону. Начальником
станции был Лисовский. Они с женой жили в квартире при электростанции. Он был
из Москвы, осужден по 58 статье. По окончании срока после реабилитации в 1956
году Лисовские вернулись в Москву.
В посёлке было две
перпендикулярные улицы, буквой Т. В центре располагался магазин, на ручье –
баня, в зоне – пекарня. В этом посёлке я окончил начальную школу. Наша
учительница, Терехова Тамара Николаевна, в дальнейшем работала на Совзе.
Рядом со школой размещался
взвод охраны, он занимал два здания: в одном – казарма, в другом – столовая и
клуб. В праздники 1 мая и 7 ноября местными силами давали концерты в клубе, пел
и я. В посёлке было 5-6 четырёхквартирных домов и четыре барака. Гражданского
населения, не считая охрану и зону, было человек 60-70 с детьми.
Случались и вооружённые
побеги: как-то обезоружили охрану и ушли двое с автоматами, ППШ и пистолетом.
Был случай, когда совершил побег один судимый и ночью залез на чердак крайнего
барака (у каждого дома была пожарная лестница на чердак). Один парнишка, сейчас
не помню фамилию, залез на чердак и наткнулся на спящего беглеца, пригревшегося
у дымовой трубы. Он с криком скатился вниз. Беглеца поймали, а то сбились с
ног.
Большинство жителей держало
скотину, в основном коз, свиней. Летом ходили на сенокосы, заготавливали корма.
У всех были огороды под картошку, землю от пней очищали сами, без заключённых.
На 16-ом было много детей, перечислю тех, кого помню: Копасовы Юра и Миша,
Тереховы Алик и Гена, Широковы Алик и Стас, Филиппов Володя, Болотов Виктор,
Михайловы Игорь и Тамара, Оводовы Алик и Рита, Маурины, Макаровы…
В сентябре 1955 года наша
семья переехала на лагпункт 14 - Лейбуш. Название тоже происходило от реки,
посёлок того же типа, что и Чёрный. Станция называлась Красково, находилась в
километре от пос. Лейбуш. Железнодорожная ветка от Красково уходила далее к
реке Свидь, через поселок Зимний и за реку Свидь до поселка Совза.
1-й класс. Лейбуш
Железная дорога подходила
прямо к пос. Лейбуш: к базе, продуктовой и вещевой. Начальником этой базы был
мой отец, Сыров Михаил Дмитриевич. Он занимал должность начальника ЧИС (часть
интендантской службы). С 1950 по 1955 года отец был начальником женского
лагеря, который находился примерно в 1 км от Чёрного по направлению железной
дороги до Замоха. В простонародье его называли «Табор», в 1956 году лагерь был
закрыт. Мама, Сырова Ольга Петровна, работала кассиром в пос. Лейбуш. Посёлки
(лагпункты) в основном занимались заготовкой кругляка леса, который грузился на
нижнем складе на платформу или полувагоны. Затем приходил паровоз и уводил
состав.
Из пос. Лейбуш я уже ездил
учиться в Ерцево, в семилетнюю школу. В воскресенье вечером уезжали из дома и
до следующей субботы жили в интернате: сначала в старом, позднее в новом -
двухэтажном. Приезжали поздно, порой в 12 ночи или половине первого. Один раз,
помню, приехали в Ерцево только в 5 часов утра, а в 7 уже подъём.
Электростанцией на Лейбуше
руководил Положенцев Петр Васильевич. В начале 60-х годов был переведён в
Ерцево на ту же должность Хороший человек, замечательный руководитель. На
Лейбуше вместе с нами жили Веселовы, Виноградов Валя, Корнейчук Володя,
Положенцев Петя, Басалаевы, Егорова Тоня, Виценко (работали на железной дороге,
в основном занимались её ремонтом). У Валентина Виноградова умер отец-фронтовик
в 1956 году, поэтому, не окончив школу, Валя работал на электростанции
кочегаром, а потом мотористом на дизеле. У него была ещё маленькая сестра,
денег не хватало. На электростанции стояли две паровые машины, так что летом с
братом Николаем мы помогали Вале с заготовкой дров, бензопилой пилили чурки.
Вывоз леса к железной дороге
осуществлялся на лошадиной тяге по лыжнёвке (из других источников – лежневка).
Поэтому почти во всех лагпунктах были конюшни. Лыжнёвка (лежневка) – это, по
сути, деревянная железная дорога. Делался сплошной настил – «дорога» для
лошади; вдоль этого настила прокладывали «рельсы» из бревен диаметром 10 см под
специальные вагонетки на колесах по форме обода велосипедных колёс. Например,
от пос. Чёрный до Лейбуша тянулась такая лыжня-дорога протяжённостью 6 км.
Кстати, на таких вагонетках возили и людей, и школьников к поезду в Ерцево.
Справа Михаил (Лейбуш), Кабонина Люба (Круглица), Корнейко Юрий (Ерцево) на фоне парка перед школой 10-й класс 1961г
Сыров Михаил Дмитриевич с
сослуживцами. 1938-39 годы
Подготовил Александр Митрофанович Соколов
Вывоз леса к железной дороге
осуществлялся на лошадиной тяге по лыжнёвке (из других источников – лежневка).
Поэтому почти во всех лагпунктах были конюшни. Лыжнёвка (лежневка) – это, по
сути, деревянная железная дорога. Делался сплошной настил – «дорога» для
лошади; вдоль этого настила прокладывали «рельсы» из бревен диаметром 10 см под
специальные вагонетки на колесах по форме обода велосипедных колёс. Например,
от пос. Чёрный до Лейбуша тянулась такая лыжня-дорога протяжённостью 6 км.
Кстати, на таких вагонетках возили и людей, и школьников к поезду в Ерцево.
Справа Михаил (Лейбуш), Кабонина Люба (Круглица), Корнейко Юрий (Ерцево) на фоне парка перед школой 10-й класс 1961г
Сыров Михаил Дмитриевич с
сослуживцами. 1938-39 годы
Подготовил Александр Митрофанович Соколов
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.