Share

понедельник, 12 июня 2017 г.

До Юбилея осталось 12 дней!

Сыров М.М..doc

Юбилею Ерцева посвящается…

Мостовица, Чёрный, Лейбуш…

Представляем гостя юбилейных торжеств из 
Краснодара 
Михаила Михайловича Сырова



Я родился в 1942 году в поселке Ерцево. А жили мы на Мостовице. С Мостовицы переехали на ОЛП № 10. Жили в бараке, помню длинный коридор, у каждой двери стояли сундуки, на гвоздях висели ванны. Напротив, с торца дома, размещался взвод охраны, туда мы ходили в кино. Поселок на две части делила железная дорога. На той стороне были жилые дома, бараки и дальше – зона. Железная дорога шла к нижнему складу. Оттуда паровоз увозил гружёные лесом вагоны. Запомнилось, что вдоль железной дороги было много погребов для хранения картошки.

В октябре 1949 года родителей перевели на лагпункт 16, поселок Чёрный, по названию ручья. Посёлок расположен в 500 метрах от станции. На ручье была сделана плотина как в Ерцево, на ней построена гидроэлектростанция, которая освещала посёлок и зону. Начальником станции был Лисовский. Они с женой жили в квартире при электростанции. Он был из Москвы, осужден по 58 статье. По окончании срока после реабилитации в 1956 году Лисовские вернулись в Москву.

В посёлке было две перпендикулярные улицы, буквой Т. В центре располагался магазин, на ручье – баня, в зоне – пекарня. В этом посёлке я окончил начальную школу. Наша учительница, Терехова Тамара Николаевна, в дальнейшем работала на Совзе.
Рядом со школой размещался взвод охраны, он занимал два здания: в одном – казарма, в другом – столовая и клуб. В праздники 1 мая и 7 ноября местными силами давали концерты в клубе, пел и я. В посёлке было 5-6 четырёхквартирных домов и четыре барака. Гражданского населения, не считая охрану и зону, было человек 60-70 с детьми.

Случались и вооружённые побеги: как-то обезоружили охрану и ушли двое с автоматами, ППШ и пистолетом. Был случай, когда совершил побег один судимый и ночью залез на чердак крайнего барака (у каждого дома была пожарная лестница на чердак). Один парнишка, сейчас не помню фамилию, залез на чердак и наткнулся на спящего беглеца, пригревшегося у дымовой трубы. Он с криком скатился вниз. Беглеца поймали, а то сбились с ног.

Большинство жителей держало скотину, в основном коз, свиней. Летом ходили на сенокосы, заготавливали корма. У всех были огороды под картошку, землю от пней очищали сами, без заключённых. На 16-ом было много детей, перечислю тех, кого помню: Копасовы Юра и Миша, Тереховы Алик и Гена, Широковы Алик и Стас, Филиппов Володя, Болотов Виктор, Михайловы Игорь и Тамара, Оводовы Алик и Рита, Маурины, Макаровы…

В сентябре 1955 года наша семья переехала на лагпункт 14 - Лейбуш. Название тоже происходило от реки, посёлок того же типа, что и Чёрный. Станция называлась Красково, находилась в километре от пос. Лейбуш. Железнодорожная ветка от Красково уходила далее к реке Свидь, через поселок Зимний и за реку Свидь до поселка Совза.
1-й класс. Лейбуш
Железная дорога подходила прямо к пос. Лейбуш: к базе, продуктовой и вещевой. Начальником этой базы был мой отец, Сыров Михаил Дмитриевич. Он занимал должность начальника ЧИС (часть интендантской службы). С 1950 по 1955 года отец был начальником женского лагеря, который находился примерно в 1 км от Чёрного по направлению железной дороги до Замоха. В простонародье его называли «Табор», в 1956 году лагерь был закрыт. Мама, Сырова Ольга Петровна, работала кассиром в пос. Лейбуш. Посёлки (лагпункты) в основном занимались заготовкой кругляка леса, который грузился на нижнем складе на платформу или полувагоны. Затем приходил паровоз и уводил состав.

Из пос. Лейбуш я уже ездил учиться в Ерцево, в семилетнюю школу. В воскресенье вечером уезжали из дома и до следующей субботы жили в интернате: сначала в старом, позднее в новом - двухэтажном. Приезжали поздно, порой в 12 ночи или половине первого. Один раз, помню, приехали в Ерцево только в 5 часов утра, а в 7 уже подъём.

Электростанцией на Лейбуше руководил Положенцев Петр Васильевич. В начале 60-х годов был переведён в Ерцево на ту же должность Хороший человек, замечательный руководитель. На Лейбуше вместе с нами жили Веселовы, Виноградов Валя, Корнейчук Володя, Положенцев Петя, Басалаевы, Егорова Тоня, Виценко (работали на железной дороге, в основном занимались её ремонтом). У Валентина Виноградова умер отец-фронтовик в 1956 году, поэтому, не окончив школу, Валя работал на электростанции кочегаром, а потом мотористом на дизеле. У него была ещё маленькая сестра, денег не хватало. На электростанции стояли две паровые машины, так что летом с братом Николаем мы помогали Вале с заготовкой дров, бензопилой пилили чурки.

Вывоз леса к железной дороге осуществлялся на лошадиной тяге по лыжнёвке (из других источников – лежневка). Поэтому почти во всех лагпунктах были конюшни. Лыжнёвка (лежневка) – это, по сути, деревянная железная дорога. Делался сплошной настил – «дорога» для лошади; вдоль этого настила прокладывали «рельсы» из бревен диаметром 10 см под специальные вагонетки на колесах по форме обода велосипедных колёс. Например, от пос. Чёрный до Лейбуша тянулась такая лыжня-дорога протяжённостью 6 км. Кстати, на таких вагонетках возили и людей, и школьников к поезду в Ерцево.
Справа Михаил (Лейбуш), Кабонина Люба (Круглица), Корнейко Юрий (Ерцево) на фоне парка перед школой 10-й класс 1961г

Сыров Михаил Дмитриевич с сослуживцами. 1938-39 годы

Подготовил Александр Митрофанович Соколов

Комментариев нет:

Отправить комментарий