Share

пятница, 9 июня 2017 г.

До юбилея осталось 15 дней!

Авария.doc


Железная дорога


Станция Ерцево Северной железной дороги играла большую роль в жизни поселка и работала в полном взаимодействии с учреждением П-233. За сутки с Ерцевской железной дороги (Желдора) выводились десятки вагонов с лесом, которые оперативно должны были отправляться по станциям назначения.
В то время на станции Ерцево останавливались все пассажирские поезда, потому что учреждение П-233 было особой важности.
Считалось, что транспорт – это самое беспокойное хозяйство. И руководители МПС (министерства путей сообщения) и начальник Желдора практически круглые сутки должны быть на связи для решения возникших нештатных ситуаций. Сегодня приведем несколько примеров таких ситуаций.
Рассказывает Поликарпова (Кольцова) Анастасия Сергеевна:
В Ерцево я с 1947 года, работала телеграфистом на азбуке морзе. Без телеграфного подтверждения ни один поезд не мог занимать следующий перегон. Тогда уже был вокзал с колоннами (построен в 1942 году), который отличался от типовых двухэтажных зданий вокзалов по Северной железной дороге: в Вожеге, Коноше, Няндоме, Плесецкой, Обозерской, Исакогорке.


В Лухтонге такой типовой вокзал построен в 1933-1935 году. На строительстве вокзала по индивидуальному проекту в Ерцево, настояло руководство учреждения. Старый вокзал отдали под жильё. В поселке было зданий с колоннами, которые являлись украшением поселка.
У вокзала сначала было два крылечка. В середине был вход в зал ожидания, из зала ожидания влево шёл коридорчик, по которому заходили в кассу, и рядом в кабинет, где сидели товарные кассиры и приёмосдатчики. Прямо был красный уголок, где проходили все собрания, торжества. Слева от входа в зал ожидания, было крылечко и дверь в помещение, где сидели начальник станции, дежурный по станции и телеграфист.

Авария
Расскажу об одной из аварий на моей смене. Серьёзная авария произошла в 1948 году в Ерцево. Я в тот день была на смене – поездным телеграфистом, а Дуся Новикова – дежурной по станции. Я обрабатывала корреспонденцию, а Дуся обрабатывала сборный поезд (специальный поезд, который собирает вагоны на промежуточных станциях; в Ерцево всегда на станции стояли груженые вагоны с лесом с ветки, и дожидались сборного поезда, который, делая многочисленные маневры, прицеплял вагоны к составу). К счастью, весь состав отогнали к южному семафору. Прибывал грузовой поезд с Севера, со стороны Коноши. Дуся, услышав шум приближающегося поезда, пошла его принимать, и увидела повалившиеся вагоны в районе входной стрелки. Хорошо, что состав не дошел до вокзала. Стрелочницей была Макарова, которую чудом не накрыло скатившимися под откос вагонами. Обошлось без жертв.
Авария произошла около обеда. В этот день начальник станции Ефимов и его заместитель Пестерев были на выходном и решили подработать на лесозаготовке недалеко от южного семафора. Они пошли на несколько часов рубить лес (так называли валку деревьев с помощью двуручной пилы). Когда услышали об аварии – срочно прибежали на станцию и взяли все руководство по ликвидации аварии на себя. А к вечеру стали съезжаться все службы Северной железной дороги. Первыми приехало начальство из Коноши: ПЧ, вагонники, НГЧ, начальство Няндомской дистанции пути. Приехал начальник СЖД из Ярославля. Каждый переживал, понимая, что возможным наказанием мог быть и расстрел.
Движение по одной колее открыли через 8 часов, а в целом аварию ликвидировали на восьмые сутки. Даже пришлось просить путь у Желдора, для объезда аварийного места.


Расследование показало, что у одной из колесных пар вагона на перегоне Перхино-Ерцево на повороте произошла выкрошка на колесе, и начало бить триангель (деталь тормозной рычажной передачи). Место, от которого началась авария, было установлено. Комиссия пришла к выводу, что это заводской брак. Представители завода-изготовителя признали брак колесной пары, и никого не сняли за данную аварию. Очень беспокоились вагонники с Коноши, что пропустили при осмотре вагонов неисправность. Начальник ПЧ, пока шло расследование, поседел.

Конечно, бывали случаи отсутствия связи из-за обрыва проводов. Движение сразу останавливалось до устранения повреждений линии. Провода зимой обрывались из-за обледенения. При получении телеграммы об обледенении шли на лыжах и длинными палками сбивали лёд с проводов.

На моей памяти была авария на 76 км – около Февральского. Там была казарма Поповых (жил мастер пути того участка Попов). Поезд сошел с рельсов по причине расширения пути. Авария случилась после производства ремонтных работ путевой бригадой. Расширение допускается 4 мм, а сужение – 2 мм. К сожалению, Попов умер от переживаний, не дождавшись окончания расследования аварии.

Как школьник предотвратил крушение поезда

Рассказывает Кононова Евгения Борисовна:
Школьники из Лухтонги ходили в школу в Ерцево пешком: 5 км туда и 5 км обратно. Около железнодорожных путей шла тропинка, но часто шагали и по шпалам. В 70-е годы один из ребят, Миша Саков, предотвратил аварию на железной дороге.
Ребята шли как обычно, и вдруг увидели, что в одном месте рельсы разошлись. Услышав шум приближающегося поезда, Миша встал на железнодорожный путь, сорвал пионерский галстук и стал им махать. Машинист вовремя остановил состав. На школьной линейке Мише была объявлена благодарность от Северной железной дороги и вручен ценный подарок. Как я помню, это были именные часы.

В те же годы в школе было много учеников из Перхино и Раменья – деревень, мимо которых проходила железная дорога. Московский поезд шёл в такое время, что на нём было бы удобно доехать в Ерцево в школу, но остановки вблизи Перхино поезд не делал. Ребята написали письмо в «Пионерскую правду» и спустя некоторое время, поезд стал делать минутную остановку в Перхино.

Подготовил Александр Митрофанович Соколов

5 комментариев:

  1. До выезда Серова осталось???

    ОтветитьУдалить
  2. Кондуктор нажми на тормоза!

    ОтветитьУдалить
  3. А что там правда с серовым слышно? Говорят 24 июня увольняют? Дело шьют?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Говорят скоро на зону заедет, там для него уже страпон говотят.

      Удалить
  4. откровенья серого в соц сетях можно засчитать ему как явку с повиной

    ОтветитьУдалить