Share

воскресенье, 11 июня 2017 г.

До юбилея осталось 13 дней!

Ю.А. Оводов.doc


Юбилею Ерцева посвящается…

Оводов Юрий Александрович

Представляем замечательного человека, талантливого руководителя, прошедшего Великую Отечественную войну, долгое время был командиром одного из подразделения воинской части, охранявшей лагеря.
Венгрия.1945год. Юрию 19 лет

Фронтовой путь гвардии старшего сержанта Оводова Юрия Александровича с 4.12.1942 по 11.05.1945 г.

- Северокавказский Фронт (4.12.1942 - 20.02.1943 гг.)

- переподготовка в ВДВ, Московская область, г. Звенигород. Март 1943 - июнь1943 г.

- Степной Фронт – Курская дуга (18.06.1943-12.08.1943 гг.) в составе 7 Отдельной Гвардейской Воздушной дивизии 4 Гвардейской Армии. 

 - 2-ой Украинский Фронт 13.08.1943 - 20.08.1944 в составе 8 гвардейской воздушно-десантной дивизии.
Венгрия, декабрь 1944 - март 1945,

- 3-й Украинский Фронт: Австрия 1 апреля 1945 – 1 мая 1945 гг. , Вена – май 1945 г.

После войны прибыл в Ерцево в воинскую часть командиром взвода. Был организатором концертов, спортивных мероприятий.
Юрий Александрович, 1946 год
Из воспоминаний Юрия Александровича.

Деревня Заречье.
22 июня 1941 года брат Сергей, организатор спорта в деревне, собрал всех школьников деревни для сдачи нормативов «БГТО» (Будь Готов к Труду и Обороне). Я бегу в паре с Васей Ярышевым на 1000 метров. В нескольких шагах до финиша нас обгоняет на велосипеде председатель Давыдовского сельпо дядя Коля Мосин. Подъехав к кучке ребят, сказал: «Чего же вы тут веселитесь, началась война с Германией». Рассказал нам о сообщении по радио на станции Лухтонга, куда он ездил по работе. Среди ребят сразу же прекратился смех. Мы стали расходиться по домам, разнося страшную весть. Вскоре в некоторых домах послышался плач женщин. Вечером в окнах домов долго светились огни, люди не спали. Веселая деревня стала какой-то тихой, мрачной. Наша мать ударилась в плач, ведь в семье было шестеро парней, и она понимала, что избежать фронта не удастся. Василий уже служил на Крейсере «Червона Украина» на Черном море. В нашей семье сразу же были призваны в армию Ваня – военврачом на Северный флот, Николай – лейтенант танковых войск. В октябре призвали и Сергея на Северный флот. Так четыре человека из нашей семьи в начале войны оказались на фронте. Дома остались я и младший брат Леня. Горю матери не было предела. Она часто ночами становилась на колени перед иконой Божьей матери и молилась о сохранении жизни сыновей. Я же со своими друзьями строили планы, как попасть на фронт. 1 сентября 1942 года я пошел в 9-й класс Ерцевской школы. Уже был сдан норматив на «Ворошиловского стрелка», заканчивалась подготовка и на «Ворошиловского всадника». В конце ноября 1942 года меня послала мать в Вологду к знакомым, чтобы заказать в церкви молитву о здравии братьев, находившихся на фронте. Этот случай подтолкнул меня к выполнению мечты попасть на фронт. Перед поездкой в Вологду я приготовил заранее рюкзак с теплой одеждой и небольшим припасом еды, а также накопленные деньги. Паспорт у меня уже был, но я попросил двоюродную сестру, работающую в сельском Совете дать мне справку с прибавлением возраста, вместо 01.04.1926 г. было написано 26.12.1925 г. Выполнив поручение матери в Вологде, написал письмо домой в Заречье. В письме написал о своем решении - уехать на фронт и просил прощения. С наступление темноты забрался в вагон воинского эшелона, в котором было сено. Поезд шел на Запад. На следующий день, на остановке эшелона, меня обнаружили, когда пришли брать сено для лошадей. Привели к командиру. Строго спросили, кто я такой и зачем залез в вагон воинского эшелона. Солгал, что мои родители погибли в Ленинграде, а я еду к брату на Черное море, на фронт. К тому же, мне уже 17 лет (согласно справке) и вскоре призовут в армию, и попросил его взять меня в свою часть, т.е. ехать мне некуда. Вот документы, что я сдал все нормативы на «Ворошиловского стрелка» и «Ворошиловского всадника». Командир о чем-то задумался, потом сказал мне улыбаясь, что ему нужны шустрые ребята. Оказалось, он был командиром дивизиона 76мм пушек – капитан Смирнов Александр Иванович. Это все произошло на одной из железнодорожных станций, в близи г.Горького. Эшелон двинулся на юг. Через 7 суток прибыли в район Кизляр-Гудермес. В дороге со мной постоянно занимались по освоению ППШ, оптических приборов, переносной стрельбы орудий. После сдачи зачетов по вышеуказанным вопросам и Уставам Красной Армии 4.12.1942 г. принял присягу. Мне вручили ППШ и красноармейскую книжку. Так за десяток дней я из детства, минуя юность, перешел во взрослость, став топовычислителем и артразведчиком в дивизионе 76мм пушек 25 артполка 7 гвардейской СД в составе Северокавказского Фронта. Первый мой бой произошел в ночь с 31.12.1942 г. на 01.01.1943 г., вблизи станицы Червленая. Так началась моя фронтовая дорога.

В Ленинской комнате, 1956 год

Семья Оводовых, 1969 год

Хор воинской части, баянист Вадим Салов

Предлагаем стихи Юрия Александровича, написанные им в июне 1947 году в деревне Заречье.
Летние вечера в Заречье.
Сияют золотом закаты,
Вечерней летнею порой.
А у околицы девчата,
Нарушив, наш, парней покой.
В тех песнях радости девичьи,
И о любви и о судьбе.
Всё это жизнь, вполне обычна,
На нашей сладостной земле.
Поют про солнечны закаты,
Про тихий вечер над рекой.
А вдоль по улице, ребята,
Идут с гармошкой гурьбой.
Сойдутся девушки с парнями,
Кругом улыбки, шутки, смех.
А где-то нежный звон гитары,
Зовёт к себе для песни всех.
Кружатся в вихре танца пары,
Стучат о землю каблуки.
Звучит гармошка и гитара,
Поют уж третьи петухи.
Поповка.
С места идет дорога в гору,
А на горе одни холмы.
Там нет церковного Собора,
И не видны давно кресты.
Когда-то здесь стояла церковь,
Храм православных христиан,
По всей округе раздавался,
Звон колокольный по утрам.
На этот звон сходились люди,
Из всех окрестных деревень.
Молились богу, псалмы читали,
Крестили в купели детей.
Другое время наступило,
Приход церковный стал беднеть.
Не стал народ молиться богу,
Крестить детей и псалмы петь.
Храм православный разломали,
Раздав кирпич по деревням,
И не найти следов развалин,
Где стоял когда-то храм.

Подготовил Александр Митрофанович Соколов

Комментариев нет:

Отправить комментарий