Share

пятница, 19 мая 2017 г.

До юбилея осталось 36 дней!

Посвящается юбилею поселка Ерцево

Письмо из Нью-Йорка

Меня зовут Дмитрий Мандель. Мой дед, Абрам Исаакович Мандель (1895-1948) был заключённым в Каргопольлаге. А мой отец, Леонид Абрамович Мандель (1936 г.р.) жил в Ерцево на поселении со своими родителями с 1945 по 1948 год.
В Ерцево он впервые встретил своего отца и там же потерял его 3 года спустя. Воспоминания об этом посёлке очень ему дороги.
 Отец хотел прочитать книги об истории Ерцева и Каргопольлага.

Со своей стороны мы были бы рады поделиться с Вами ерцевскими «экспонатами» из нашего скромного семейного архива, например несколькими номерами лагерной газеты «Красное знамя» за 1944 и 1945 год и табелем моего отца из школы в Ерцево.
 С уважением, Дмитрий

Леонид Абрамович Мандель прислал подробный рассказ о трагичной истории своей семьи, фотографии, документы.

Абрам Исаакович Мандель. Ерцево. 1943 год.

Его отец Абрам Исаакович Мандель в 1938 году был осужден Тройкой НКВД по 58-й статье на 5 лет лагерей. Срок отбывал в Каргопольлаге. По окончании срока по законам того времени, начальник лагеря в интересах народного хозяйства имел право оставлять заключенных еще на 5-6 лет на вольном поселении. При этом им разрешалось снимать жилье и приглашать семью.

Он пригласил в Ерцево семью: супругу и пятилетнего сына Лёню на съемную квартиру.

Как хорошему специалисту Абраму Исааковичу дали должность экономиста в управлении лагерей. За несколько месяцев до окончания срока поселения в 1948 году по дороге на работу он скончался от сердечного приступа…
 Наша переписка с семьей Манделей продолжилась. Они попросили по возможности найти место захоронения Абрама Исааковича Манделя в 1948 году.

Уважаемый Александр!
 Я Вам безмерно благодарен!
 И Вам, и Вашим землякам Владимиру (Смоленцеву) и Вячеславу (Горохову) от меня и нашей семьи сердечное спасибо за все ваши усилия, за вашу помощь и доброту! Никто из нас не думал, что мы когда-нибудь увидим это место. Теперь я могу показать моему 12-летнему сыну на фото и на спутниковой карте, где похоронен его прадед, и для следующего поколения нашей семьи эта история будет не менее осязаемой, чем истории, которые он изучает в школе. Это важно.

СПАСИБО!

Мой папа тоже хотел передать Вам свои слова благодарности.

С уважением, Дмитрий

Леонид Абрамович Мандель.

Уважаемый Александр Митрофанович!

Большое Вам спасибо за присланные фотографии Ерцевского кладбища, места, где в 1948 году вероятнее всего был похоронен мой отец. Я помню, как гроб везли на санях от больницы, шли долго, но ориентиров никаких не запомнил - только снег и все бело. Теперь, благодаря Вам, я побывал в этом уголке Архангельской области - стороны Поморья, Соловков, мачтового леса, рыболовов, Ломоносова, Писахова, войны с Антантой, сталинских лагерей, крупнейших верфей и космодрома. Есть, кем и чем гордиться этому краю. И есть, кого оплакивать и над чем задуматься.

Еще раз, спасибо. Я тронут Вашим заботливым отношением, свойственным добросердечным людям. Слава Богу, они еще есть и надеюсь, не переведутся на земле.

С уважением, Леонид Мандель

Подготовил Александр Соколов


Комментариев нет:

Отправить комментарий