Share

вторник, 23 мая 2017 г.

До Юбилея осталось 32 дня!

Мозгалев коротышки.doc
Юбилею Ерцево посвящается…

С особым чувством тепла, сердечности, душевного взаимопонимания…

24 – 26 июня 2016 года в поселке Ерцево состоялась первая в истории Учреждения П-233 встреча ветеранов. На встречу приехали далеко не все, кто хотел принять участие. По разным причинам из 100 опрошенных, приехали 21 человек.

Встреча прошла в очень теплой обстановке и станет прологом нынешней встречи

в год 80-летия образования Каргопольлага. Все были единодушны – встречи нужны, они продлевают жизнь, заражают оптимизмом…

Организаторами встречи выступили Борис Васильевич Голубев и Александр Александрович Кузенков.

Одним из участников встречи был Федор Сергеевич Мозгалев, полковник запаса. На юбилейном вечере встречи он расскажет, как закрывался в 90-е годы П-233.

Родом он из Деревеньки – это между Ерцево и Глотихой. Представляем его воспоминания о детстве.Короткие воспоминания (коротышки)

Между двумя нашими деревнями, Деревенькой и Горкой,была неширокая болотистая низинка, которая весной заполнялась талой водой стекавшей с полей и становилась трудно проходимой. Называли ее просто – междеревни. В возрасте 4-5 лет я был довольно упрямым пацаном и заставить меня перейти с зимней обувки на летнюю было непросто. Мама позаставляет, позаставляет, да и махнет рукой.

Май месяц, я возвращаюсь из гостей с Горки домой. Ну и застрял на междеревнях, не мог вытащить валенки с калошами из грязи. Заревел (заплакал) с горя, иду домой босиком через поле и ругаюсь: «Да пропадите они пропадом эти междеревни!». Как будто они виноваты.

Это одно из наших семейных воспоминаний.

Надо признать, что до сих пор с трудом перехожу с летней формы одежды на зимнюю и наоборот.

Деревня наша стояла на «большой дороге» из Ерцево в Глотиху и дальше за реку Кубину в Турово Вологодской области. Из культурных мероприятий в 50е-60е годы прошлого века в деревне доступны были два: библиотека и кино. Кино показывали, как тогда говорили «кино катили», в клубе в Глотихе, а коробки с кинопленкой везли на лошади через нашу деревню. Денег на кино не было, я его еще ни разу не видел. И когда кто-нибудь из взрослых спрашивал, видел ли я кино, я отвечал: конечно, видел, его же на телеге катили через нашу деревню.

Труд в колхозе был организован таким образом, что колхозник и все члены его семьи обязаны были трудиться в первую очередь для колхоза. Для работы в своем личном хозяйстве, особенно в весенне-летнюю страду, оставалась только ночь (выходных, а тем более отпусков, в то время у колхозника не было).

Ну и вот по ночам мой отец накосил для себя две небольшие копны сена на заброшенном лугу по краю болота. Об этом стало известно председателю колхоза. Отца судили, приговорили к 11 месяцам исправительных работ, как вора. За что, за свой собственный труд? Тем более что сено все равно забрал колхоз.

До конца своей жизни у отца, когда он вспоминал об этом, руки тряслись.

Косить сено для своего подворья колхознику запрещалось. Колхозник имел право получить у колхоза на прокорм собственного скота зимой до 10 процентов от заготовленного им за лето для колхоза сена. А если в хозяйстве кроме коровы еще был бычок на откорм, овцы или козы, то на зиму надо было 5-7 тонн сена. Заготовить для колхоза за лето 70 тонн сена было практически невозможно. Каждый выкручивался как мог.

Если наша семья гребла сено на озадках полей или в лугах около деревни, то вечером для каждого из нас мама приготавливала ношу сена, связывая ее перевяслом из скрученного в жгут сена из высокой длинной травы. И мы несли её поздно вечером с луга домой, иногда и за километр.

Однажды вечером мы вчетвером один за другим подходим с этими ношами к дому, а нас встречает бригадир. А ведь мы были октябрятами или пионерами. Как нам было стыдно!

Однажды осенью отец вез на лошади со склада сельпо в Ерцево для магазина продукты. Дорога через воронское болото (это между Гришовской и Деревенькой) была уже практически непроезжей, сломалось колесо, телега наклонилась, все вывалилось в грязь, а одна коробка с печеньем порвалась и печенье тоже высыпалось в грязь.

Печенье в магазин не приняли, заставили отца его купить. Как он расплатился, я не знаю. Но, наверное, в течение месяца мы ели это печенье, хоть и грязное – для нас это был праздник. А для отца?

Начало учебы в 5-ом классе, урок литературы ведет наш любимый педагог Казанцева Рената Акиндиновна. Вызывает меня к доске читать стихотворение, я его прочитал, но видимо слишком громко. Она похвалила меня и спрашивает: «А зачем ты так кричал?».

А объясняется все очень просто. К праздникам в деревне школа готовила небольшой концерт. Выступали в клубе. А зрители – деревенские мужики и бабы, не очень-то образованные и воспитанные. Шум, разговоры, курение в задних рядах. Чтобы тебя все слышали, надо было читать очень громко. Чем громче читаешь, тем больше хлопают. Мне почти всегда очень много хлопали.

Начало дальнейшей учебы деревенских детей после окончания школы в средних специальных учебных заведениях положили моя старшая сестра Нина и ее одноклассники Клюшанов Володя (впоследствии работал главным механиком колхоза «Победа») и Родина Нина. Это теперь кажется дикостью, но чтобы детям колхозников учиться дальше, надо было получить разрешение из колхоза.

Первым деревенским выпускником школы, поступившим в высшее учебное заведение, был Володя Дунин из Восников, года на три старше меня. Вырастила его мама, тетя Толя Дунина, одна – отца не было. Талантливый педагог, путешественник, фотограф, популяризатор здорового образа жизни.

А, уже начиная с моего выпуска, деревенских детей получивших высшее образование, стало больше и больше. Это уже не исключение из правил.

Как жаль, что моя малая родина исчезла с лица земли и географических карт. Уже давно пустуют Антиповская, Гришовская, Афонинская, Горка, Деревнька, Восники, Заболотье. Заросли поля, которые возделывали наши родители и деды. А о местах расположения многих из них уже ничего и не напоминает.

Два года назад я попытался пройти от Горки на реку Кубину – не смог, все заросло до неузнаваемости.

Как жаль, что мы делаем что-то необходимое либо поздно, либо плохо, либо первое и второе вместе. Отсыпать-бы дорогу и построить линию электропередачи в Глотиху лет на 10 - 15 пораньше – и может бы, жили люди, существовали деревни?

Я помню, как привез моего дядю Павла Дмитриевича в последние годы его жизни в его родную деревню Восники. Как он плакал обнимая березу, росшую около его родного дома в деревне, которой уже не было, как не было и этого дома.

Моей деревни тоже давно нет.

Мне не хочется плакать у берез на том месте, где когда-то был поселок Ерцево.


У родительского дома (уже перестроенного отцом) в д. Деревеньке, слева направо: мама Мозгалева Л.Д., младшая сестра Вера, брат Володя, отец Евстегнеев С.Ф., младший брат Коля, во втором ряду я (год примерно 1965).


Подготовил Александр Митрофанович Соколов

2 комментария:

  1. Прекрасно! Спасибо, Фёдор Сергеевич!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! А что сейчас в Глотихе? Может знаете, осталась ли жизнь в этой деревне?

    ОтветитьУдалить