Share

четверг, 23 января 2020 г.

Коношскому району 85 лет!


                        Печорская железная дорога (продолжение)
Линия Коноша-Котлас
Прокладка трассы «Коноша-Котлас», достройка от станции Синега до Вельска лесовозной железнодорожной ветки «Коноша - Вельск» и далее до Котласа были поручены Северо-Двинскому исправительно-трудовому лагерю (ИТЛ) НКВД. В повседневной жизни ИТЛ именовался Севдвинлагом (существовал с 25 сентября 1940 года по 4 сентября 1946 года). В конце октября – в ноябре 1940 года на объект стала прибывать первая рабочая сила. О размахе строительства можно судить по цифрам: на 1 ноября 1940 года она составила 2432 человека, а на 1 января 1941 года – 15365 человек.
Штаб Севдвинлага располагался в Вельске. Особый контингент, основную рабочую силу, перебросили с Дальнего Востока и других лагерей. Из заключённых были сформированы бригады, которых расселяли в бараках, которые они сами и строили. Бригады, объединённые в отдельные лагпункты (ОЛПы) на тысячу сидельцев, назывались колоннами, - они имели номера. Располагались эти колонны через 3-4 км по всей трассе от Коноши до Котласа. Через каждые 20 км пути были созданы строительные отделения.
Временное движение поездов на линии намечено было открыть к 1 февраля 1942 года, обеспечив при этом пропускную способность 9 пар в сутки. К 25 февраля 1942 г. были завершены работы по подготовке земляного полотна, а в ночь с 4 на 5 марта 1942 г. была закончена укладка верхнего строения пути. Таким образом, за короткий период времени, с 1 января по 5 марта 1942 г., заключенными было уложено 130 км главного пути и около 13 км станционных путей. 7 марта 1942 г. в г. Котлас прибыл первый сквозной поезд. Всего в марте 1942 г. было пропущено 27 транзитных поездов с грузами, следовавшими на фронт.
Задачи 1942 года заключались в присоединении железнодорожной линии Котлас — Кожва по оси главного полотна к линии Котлас - Коноша и Кожва – Воркута, и в увеличении пропускной способности всей магистрали для интенсивного вывоза воркутинского угля, нефти и леса. Все для фронта, все для Победы!
Приводим архивные документы, показывающие, какое важное значение для страны имела эта дорога Победы…
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № ГКО-881сс
                                                                                        от 10 ноября 1941 г. Москва, Кремль
                         О строительстве железнодорожной линии Коноша – Котлас
Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Обязать НКВД СССР обеспечить укладку рельс и открытие временного движения на линии Коноша – Котлас к 1 февраля 1942 года с пропускной способностью к этому времени 9 пар поездов в сутки и к 1 апреля 1942 года 12 пар в сутки.
Разрешить НКВД строительство линии производить по упрощенным техническим условиям с допущением 17 тысяч уклонов и устройством обходов в местах наиболее трудоемких работ с минимальным радиусом до 250 метров.
Также разрешить устройство деревянных мостов.
2. Разрешить НКВД построить через р. Северная Двина комбинированный мост с применением деревянных ферм.
Обязать НКПС (Наркомат Путей Сообщения) передать НКВД для средних пролетов моста через р. Северная Двина две металлические фермы, одну в 109.9 метра и вторую 158.4 метра из запаса НКПС и путем демонтирования лишних ферм действующих путей.
До постройки нового моста разрешить НКВД организовать временное движение через р. Северная Двина по свайно-ледяной переправе.
3. Обязать НКПС:
а) не позже 1 декабря 1941 года перевезти на линию Коноша – Котлас с Кировской дороги 200 клм. рельс со скреплениями и стрелочными переводами с разобранных линий Ручьи-Куолоярви и Пинозеро-Ковдозеро;
б) до 25 ноября 1941 года перевезти из Архангельска с базы НКВД и стройки № 203 на линию Коноша – Котлас материалы и оборудование – автомашины, горючее, технические грузы и продовольствие и до 1 декабря – 10.000 человек лагерной рабсилы;
в) до 1 декабря 1941 года передать на линию Коноша – Котлас из наличия 100 стрелочных переводов, 40 комплектов аппаратов жезлового управления, 3 паровоза и 100 платформ;
г) организовать для строительства линии Коноша – Котлас 3 постоянно действующих вертушки на Северной и Горьковской железных дорогах.
4. Обязать Главлесосбыт при СНК СССР в течение ноября и декабря месяцев поставить строительству линии Коноша – Котлас из ближайших лесозаготовительных пунктов шпал ширококолейных 200.000 шт. и 30.000 м3 леса.
5. Наркомзагу СССР выделить дополнительно в ноябре и декабре месяцах строительству линии Коноша – Котлас овса по 500 тонн и сена по 800 тонн ежемесячно.
6. Освободить от мобилизации до конца строительства линии Коноша – Котлас автотранспорт и другие ресурсы, принадлежащие этой стройке.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И. СТАЛИН

Из протокола № 106 заседания бюро Архангельского Обкома ВКП(б)
от  19 сентября 1941 года
              Присутствовали члены бюро Обкома ВКП(б) тт. Федоров, Ткаченко, Власов,  Огарков, Кулаков
              Секретари Обкома ВКП(б) тт. Буданов, Прохоров, Попов, Шустин, Пермиловский
              Секретарь Архангельского ГК ВКП(б) тов. Минин, начальник УНКПО по Архангельской области тов. Мальков
Повестка дня:
О работе Севдвинлага НКВД
Из постановления бюро Архангельского Обкома ВКП(б):
Бюро Обкома ВКП(б) отмечает, что работа Севдвинлага НКВД по строительству железнодорожной  линии Коноша-Котлас, имеющее большое оборонное значение проходит неудовлетворительно. План 3-го квартала выполнен всего на 60%, производительность труда продолжает оставаться на низком уровне, имеющиеся механизмы полностью не используются. Организаторская работа и трудовое соревнование в достаточной мере не организовано. Начальник Севдвинлага тов. М…и начальник политотдела тов. М… не сделали для себя большевистских выводов и не приняли должных мер в улучшении работы Севдвинлага НКВД, а старались найти объективные причины (дождливая погода, освобождение заключенных, недостаток технических средств и т д) и этим объяснить не выполнение плана строительных работ…
Продолжение следует
                                                                          Подготовил Александр Соколов


Комментариев нет:

Отправить комментарий