Share

понедельник, 20 января 2020 г.

Коношскому району 85 лет!


                                       Печорская железная дорога

В 1929 году по проекту Москватопа было начато строительство лесовозной ветки Коноша-Вельск. К осени 1934 г. ветвь, уложенная на протяжении 97 км, до разъезда Синега как тупиковая ветка, с большими недоделками и отступлениями от проекта была сдана во временную эксплуатацию, открыто движение поездов.
Из расписания пассажирского поезда 1936 года Москва (Петроград) – Синега:
Коноша, Вересово (разъезд)-10 км, Валдеево (разъезд)-21 км, Норминга (разъезд)-29 км, Подюга-38 км, Козье разъезд)-52 км, Усть-Шеноша-59 км, Солга (разъезд)-78 км, Куваш (разъезд)-88 км, В.Синега-97 км.
В 1906 году было открыто пассажирское движение из Москвы и Санкт-Петербурга до Котласа через Вологду и Вятку (Киров). В Вятке дорога разделялась на два направления: на Пермь и далее на восток, и на север до Котласа. Котлас тогда был конечной (тупиковой) станцией. Так продолжалось до тех пор, пока не построили Печорскую ж.д.
Великая Отечественная война ускорила строительство Печорской ж.д., - стране срочно понадобился уголь, так как Донбасс был оккупирован немцами.  
28 октября 1937 года Совнарком СССР принял постановление № 1952-343 о строительстве Северо-Печорской железнодорожной магистрали протяжённостью 1560 км,
в том числе на участках:
 Воркута – Кожва – 462 км
 Кожва – Котлас – 728 км
 Котлас – Коноша – 370 км.
Частью этого большого плана была железнодорожная линия от станции Коноша до станции Волховстрой Ленинградской области. Предполагалось, что полезные ископаемые Коми пойдут в промышленный и портовый Ленинград кратчайшим путем. По проекту, отходя от Коноши, стальная магистраль в районе разъезда Колфонд плавно поворачивала направо, проходя возле п.Сосновка, через Ротковец, и далее почти по прямой строго на запад. Строительство железной дороги Коноша-Волховстрой началось в 1940 году, за несколько месяцев проложили около 15 км. пути. С началом Великой Отечественной войны стройка остановилась, рельсы и шпалы были демонтированы и использованы на печорском направлении. Остается только сожалеть, что этот перспективный проект так и не был реализован: он обещал Коноше очевидные выгоды. По крайней мере, рабочих мест в организациях коношского железнодорожного узла сейчас было бы гораздо больше.
Постановление выполнялось неактивно, и 10 мая 1940 года было принято новое – об ускорении строительства Северо-Печорской ЖД и увеличении добычи воркутинского угля для фабрик и заводов страны. Тяжёлый хозяйственный механизм заработал в полную силу.
В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) приказом НКВД «О плане капитальных работ на 3-й квартал 1941 г.» от 11 июля 1941 г. был утвержден список ударных сверхлимитных строек, в число которых были включены железные дороги Коноша - Котлас и Северо-Печорская железная дорога. На эти стройки были направлены капиталовложения, стройматериалы, техника, подневольная рабочая сила с законсервированных строек. В начале войны были сокращены сроки строительства железнодорожной линии Кожва - Воркута. По постановлению СНК СССР (июль 1941 г.) линия должна быть введена в эксплуатацию не в октябре 1945 г., а куда раньше -1 мая 1942 г. Для этого дополнительно были направлены 4 тысячи заключенных и техника. В постановлении пленума Коми обкома ВКП(б) «О ходе выполнения плана железнодорожного строительства линии Печора - Воркута » от 14-15 июля 1941 г. были намечены мероприятия для обеспечения открытия временного рабочего движения уже в декабре 1941 года.
Попытки освоить суровые места (короткое лето, суровый климат, короткий световой день, малое население) вольнонаёмной рабочей силой не могли быть успешны. Многие участки железной дороги проходили по совершенно безлюдной, не обжитой местности на большом протяжении, при отсутствии транспортных связей. Вот тогда и решили использовать труд заключённых. Трудовые ресурсы для будущей стройки был призван обеспечить ГУЛАГ. Вдоль трассы были открыты подразделения ГУЛАГа НКВД: Северо-Двинский (Севдвинлаг), Усть-Вымский, Речной, Печорский, Воркутинский ИТЛ. Печжелдорлаг, Ухтпечлаг, Севержелдорлаг. Сразу же пошли этапы заключенных. Дорога построена на костях заключенных - но без неё не было бы Победы.
Печорская магистраль - одна из четырёх Великих Северных магистралей России, вместе с более старой Мурманской железной дорогой (построенной еще до революции) и более поздними Югорской и Байкало-Амурской магистралями.
Название дороги менялось 4 раза – Ухтопечорская, Северо-Печорская, Печорская, Северная железная дорога: с 17 июня 1946 года Северо-Печорская железная дорога была переименована в Печорскую. В июле 1959 года Печорская железная дорога была передана в состав Северной железной дороги (приказ МПС № 42/Ц от 14.07.59 г.). Общая протяжённость дороги на 1954 год составляла 1953 км. Управление дороги находилось в городе Котлас. Но история дороги началась задолго до описанных событий. Идея и первые подходы к ее проектированию были уже в 1931 году. Серьезные изыскания начались в 1934 г. Строительные работы только в 1935 г.
Северо-Печорская магистраль, построенная в основном за годы Великой Отечественной войны, вступила в строй действующих железных дорог Советского Союза согласно постановлению Государственного Комитета Обороны от 4 июня 1942 г. за № 1855.
Проделанный труд был впечатляющим: за два с половиной года около 120 тысяч вольных и «подневольных» строителей ГУЛАГА ценой титанических усилий добились, что железная дорога длиной 1600 км, если считать от Коноши, была проложена через реки, тайгу, болота в заполярную, богатую углем Воркуту. Надежный путь связал Крайний Север с центром страны, на территории которой более полугода полыхала Великая Отечественная война.
1 ноября 1942 года принят участок Синега-Котлас, протяжением 280,4 км.
На основании технико-экономических изысканий и последующего сравнения выявилась рентабельность сооружение новой линии Коноша-Вельск вновь от 27-го км (ст. Валдеево) по кратчайшему направлению до Вельска, вместо достройки существующей линии Коноша-Синега, ибо эта линия была подчинена исключительно освоению лесных массивов и поэтому она сильно отклонялась от кратчайшего направления Коноша-Вельск.
В октябре 1940 г. были начаты работы по строительству участка Вельск-Котлас. К 1 ноября 1941 г. было открыто рабочее сквозное движение до Котласа.
Вследствие возросших требований к быстрейшему окончанию строительства линии Коноша-Котлас в условиях военного времени, все же было принято решение об использовании существующей лесовозной ветки на участке Коноша-Вельск с соответствующим её усилением и достройкой. Таким образом, линия Коноша-Котлас на участке Вельск-Котлас построена вновь, а на участке Коноша-Вельск использована существующая лесовозная ветка с усилением. Все работы на участке Коноша-Колас производились Севдвинлагом НКВД.
Обе эти линии, являясь новостройками военного времени, сооружены в сокращённые сроки со значительными отступлениями от основных проектов.

 Продолжение следует
                                                                         Подготовил Александр Соколов

Комментариев нет:

Отправить комментарий