Share

среда, 15 января 2020 г.

Коношскому району 85 лет!

  Об истории пассажирского движения на Северной железной дороге 

Этой публикацией мы заканчиваем историю Северной железной дороги. Благодарим эксперта-краеведа Олега Юрьевича Королева, который поделился своими знаниями и архивами, чтобы коношане знали и гордились о вкладе нашего района в историю страны. В следующих материалах мы расскажем историю Печорской железной дороги, исследованием которой занимался другой известный краевед Александр Валерьевич Кринин. 
Напомним, что в связи с началом Первой мировой войны (28 июля 1914 - 11ноября 1918 гг.) Российской империи требовалось увеличить пропускную способность Северной железной дороги для доставки грузов через Архангельский морской порт. Война дала толчок развития Северной железной дороги. В 1915 году был перешит на широкую колею участок дороги Вологда – Няндома, в 1916 году – участок Няндома – Архангельск. В результате пропускная способность увеличилась до 170 вагонов в сутки, но все равно этого было недостаточно. Встал вопрос сокращения интервала движения поездов.
Один из главных вопросов в организации движения – как не допустить столкновения поездов. До 1883 года движение на железных дорогах России регулировалось посредством расписания и телеграфа. Затем была внедрена более надежная жезловая передача:
машинист паровоза получает жезл от дежурного по станции отправления и обязан отдать его дежурному по станции прибытия. Дежурный по станции прибытия, получив жезл, вращением рукоятки индуктора посылает электрический ток в аппарат станции отправления (откуда прибыл состав), давая разрешение на занятие перегона следующим поездом. Электрожезловая система гарантированно пускает на перегон только один поезд и не требует от дежурного точного знания расписания. Если перегон занят, аппарат не даст взять жезл. Для увеличения пропускной способности необходимо сократить расстояние перегонов, или другими словами – увеличить число разъездов.
Олег Юрьевич Королев прислал архивные документы с расписаниями пассажирских поездов, которые в те годы останавливались на всех разъездах. Благодаря этим документам удалось установить годы образование разъездов. Между ст. Лухтонга и ст.Коноша появились новые разъезды на 177, 186 и 193 верстах линии. Разъезд 186 версты в 1917 году стал разъездом Перхино. Разъезд 193 версты - в 1929 году разъездом Колфонда, а разъезд 177 версты - в 1932 году ст. Ерцово. Начальным пунктом отсчета верст была станция Вологда. До перешивки линии на широкую колею между ст. Лухтонга и ст.Коноша разъездов не было.
   В справочнике «Железнодорожные станции СССР» помещен список раздельных (станций, разъездов, постов) и именных остановочных пунктов Министерства путей сообщения:
1898 год:
- станция Вандыш;
- станция Коноша I;
- разъезд 186 верста, переименованный в 1917 году в остановочный пункт  Перхино;
- станция Лухтонга;
- станция Вожега;
- станция Кубино, переименованная в 1904 году в станцию Лещёво, и в 1914 году - в станцию Харовская.
1911 год:
- станция Фоминская.
1915 год:
- разъезд 157 верста, переименованный в 1917 году в станцию Явенга.
1929 год:
- обгонный пункт Колфонд.
1932 год:
- станция Мелентьевский;
- станция Ерцово.
1936 год:
- пассажирская платформа Ширихановский;
- обгонный пункт Сямба.
1951 год:
- блок-пост Февральский;
1964 год:
- станция Коноша II.

Расписание пассажирских поездов Вологда – Архангельск (указаны только остановки):

1913 год
Вожега -139 верста, Лухтонга -171 верста, Коноша -197 верста, Фоминская (платформа), Вандышъ - 238 врс, Бурачиха (разъезд), Няндома – 277 врс.

1916 год
Вожега –139 врс, Разъезд 148 врс, Разъезд 157 врс, Разъезд 163 врс, Лухтонга – 171 врс,  Разъезд 177 врс, Разъезд 186 врс, Разъезд 193 врс, Коноша -197 врс, Разъезд 204 врс,  Разъезд 213 врс, Разъезд 219 врс, Фоминская (разъезд) – 231 врс, Вандыш – 238 врс, Разъезд 247 врс, Разъезд 252 врс, Бурачиха (раъезд) - 269 врс, Няндома – 277 врс.

1922- 1923 гг. Москва – Архангельск, Петроград - Архангельск
Вожега –139 врс, Разъезд 148 врс, Явенга -157 врс, Разъезд 163 врс, Лухтонга – 171 врс,  Разъезд 177 врс, Перхино -186 врс, Разъезд 193 врс, Коноша -197 врс, Разъезд 204 врс,  Разъезд 213 врс, Разъезд 219 врс, Фоминская (разъезд) – 231 врс, Вандыш – 238 врс, Разъезд 247 врс, Разъезд 252 врс, Бурачиха (раъезд) - 269 врс, Няндома – 277 врс.

1929- 1930 гг. Данилов – Вологда – Архангельск (отсчет километров ведется
                         от ст. Данилов. 1 верста = 1,0668 км).
Вожега - 289 км, Явенга (разъезд), Лухтонга - 322 км, Перхино (разъезд), Колфонд (разъезд), Коноша - 351 км, Фоминская (разъезд), Вандыш -394 км, Няндома - 436 км

1932-1933 гг.
Вожега - 289 км, Явенга (разъезд), Лухтонга - 322 км, Ерцово, Перхино (разъезд), Колфонд (разъезд), Коноша - 351 км, Мелентьевский (разъезд), Фоминская (разъезд), Вандыш -394 км, Полоха (разъезд), Бурачиха (разъезд), Зеленый (разъезд),
Няндома - 436 км

1936 год
Вожега - 289 км, Сямба, Явенга (разъезд) -306 км, Лухтонга - 321 км, Ерцово - 327, Перхино (разъезд) - 336, Колфонд (разъезд) - 343, Коноша - 350 км, Мелентьевский (разъезд) - 365, Фоминская (разъезд) - 377, Вандыш -393 км, Полоха (разъезд) - 406, Бурачиха (разъезд) - 416, Зеленый (разъезд) - 425, Няндома - 436 км

Верстовые (километровые) столбы ставили справа от путей по движению от главной станции – Москвы. Единственная железная дорога (Октябрьская) Москва – Санкт-Петербург, где столбы установлены справа от Петербурга. Это исключение сделано в честь первой в России железной дороги от Санкт‑Петербурга до Павловска, торжественное открытие которой состоялось 11 ноября 1837 года (30 октября по старому стилю), положившей начало строительству в России сети железных дорог
На железных дорогах России установлено правосторонне движение, за исключением участка дороги Москва (Казанский вокзал) – Рязань. На этом участке действует левостороннее движение.  

                                                                              Подготовил Александр Соколов




Комментариев нет:

Отправить комментарий