Об
истории пассажирского движения на Северной железной дороге
Этой
публикацией мы заканчиваем историю Северной железной дороги. Благодарим
эксперта-краеведа Олега Юрьевича Королева, который поделился своими знаниями и
архивами, чтобы коношане знали и гордились о вкладе нашего района в историю
страны. В следующих материалах мы расскажем историю Печорской железной дороги,
исследованием которой занимался другой известный краевед Александр Валерьевич
Кринин.
Напомним, что в
связи с началом Первой мировой войны (28 июля 1914 - 11ноября 1918 гг.) Российской
империи требовалось увеличить пропускную способность Северной железной дороги
для доставки грузов через Архангельский морской порт. Война дала толчок
развития Северной железной дороги. В 1915 году был перешит на широкую колею участок
дороги Вологда – Няндома, в 1916 году – участок Няндома – Архангельск. В
результате пропускная способность увеличилась до 170 вагонов в сутки, но все
равно этого было недостаточно. Встал вопрос сокращения интервала движения
поездов.
Один из главных
вопросов в организации движения – как не допустить столкновения поездов. До
1883 года движение на железных дорогах России регулировалось
посредством расписания и телеграфа. Затем была внедрена более надежная жезловая
передача:
машинист паровоза
получает жезл от дежурного по станции отправления и обязан отдать его дежурному
по станции прибытия. Дежурный по станции прибытия, получив жезл, вращением
рукоятки индуктора посылает электрический ток в аппарат станции отправления
(откуда прибыл состав), давая разрешение на занятие перегона следующим поездом.
Электрожезловая система гарантированно пускает на перегон только один поезд и
не требует от дежурного точного знания расписания. Если перегон занят, аппарат
не даст взять жезл. Для
увеличения пропускной способности необходимо сократить расстояние перегонов,
или другими словами – увеличить число разъездов.
Олег Юрьевич
Королев прислал архивные документы с расписаниями пассажирских поездов, которые
в те годы останавливались на всех разъездах. Благодаря этим документам удалось
установить годы образование разъездов. Между ст. Лухтонга и ст.Коноша
появились новые разъезды на 177, 186 и 193 верстах линии.
Разъезд 186 версты в 1917 году стал разъездом Перхино. Разъезд 193
версты - в 1929 году разъездом Колфонда, а разъезд 177 версты
- в 1932 году ст. Ерцово. Начальным пунктом отсчета верст была станция
Вологда. До перешивки линии на широкую колею между ст. Лухтонга и ст.Коноша
разъездов не было.
В справочнике
«Железнодорожные станции СССР» помещен список раздельных (станций, разъездов,
постов) и именных остановочных пунктов Министерства путей сообщения:
1898 год:
- станция Вандыш;
- станция Коноша I;
- разъезд 186 верста, переименованный в 1917 году в остановочный
пункт Перхино;
- станция Лухтонга;
- станция Вожега;
- станция Кубино, переименованная в 1904 году в станцию
Лещёво, и в 1914 году - в станцию Харовская.
1911 год:
- станция Фоминская.
1915 год:
- разъезд 157 верста,
переименованный в 1917 году в станцию Явенга.
1929 год:
- обгонный пункт Колфонд.
1932 год:
- станция Мелентьевский;
- станция Ерцово.
1936 год:
- пассажирская платформа
Ширихановский;
- обгонный пункт Сямба.
1951 год:
- блок-пост Февральский;
1964 год:
- станция Коноша II.
Расписание пассажирских поездов Вологда
– Архангельск (указаны только остановки):
1913 год
Вожега -139 верста, Лухтонга -171 верста, Коноша -197 верста,
Фоминская (платформа), Вандышъ - 238 врс, Бурачиха (разъезд), Няндома – 277
врс.
1916 год
Вожега –139 врс, Разъезд 148 врс, Разъезд 157 врс, Разъезд
163 врс, Лухтонга – 171 врс, Разъезд 177
врс, Разъезд 186 врс, Разъезд 193 врс, Коноша -197 врс, Разъезд 204 врс, Разъезд 213 врс, Разъезд 219 врс, Фоминская (разъезд)
– 231 врс, Вандыш – 238 врс, Разъезд 247 врс, Разъезд 252 врс, Бурачиха (раъезд)
- 269 врс, Няндома – 277 врс.
1922- 1923 гг. Москва
– Архангельск, Петроград - Архангельск
Вожега –139 врс, Разъезд 148 врс, Явенга -157 врс, Разъезд
163 врс, Лухтонга – 171 врс, Разъезд 177
врс, Перхино -186 врс, Разъезд 193 врс, Коноша -197 врс, Разъезд 204 врс, Разъезд 213 врс, Разъезд 219 врс, Фоминская
(разъезд) – 231 врс, Вандыш – 238 врс, Разъезд 247 врс, Разъезд 252 врс,
Бурачиха (раъезд) - 269 врс, Няндома – 277 врс.
1929- 1930 гг. Данилов
– Вологда – Архангельск (отсчет километров ведется
от ст. Данилов. 1 верста = 1,0668 км).
Вожега - 289 км, Явенга (разъезд), Лухтонга - 322 км, Перхино
(разъезд), Колфонд (разъезд), Коноша - 351 км, Фоминская (разъезд), Вандыш -394
км, Няндома - 436 км
1932-1933 гг.
Вожега - 289 км, Явенга (разъезд), Лухтонга - 322 км,
Ерцово, Перхино (разъезд), Колфонд (разъезд), Коноша - 351 км, Мелентьевский
(разъезд), Фоминская (разъезд), Вандыш -394 км, Полоха (разъезд), Бурачиха
(разъезд), Зеленый (разъезд),
Няндома - 436 км
1936 год
Вожега - 289 км, Сямба, Явенга (разъезд) -306 км, Лухтонга -
321 км, Ерцово - 327, Перхино (разъезд) - 336, Колфонд (разъезд) - 343, Коноша
- 350 км, Мелентьевский (разъезд) - 365, Фоминская (разъезд) - 377, Вандыш -393
км, Полоха (разъезд) - 406, Бурачиха (разъезд) - 416, Зеленый (разъезд) - 425,
Няндома - 436 км
Верстовые (километровые) столбы ставили справа от путей по движению от
главной станции – Москвы. Единственная железная дорога (Октябрьская) Москва –
Санкт-Петербург, где столбы установлены справа от Петербурга. Это исключение
сделано в честь первой в России железной дороги от
Санкт‑Петербурга до Павловска, торжественное открытие которой состоялось 11
ноября 1837 года (30 октября по старому стилю), положившей начало
строительству в России сети железных дорог
На железных
дорогах России установлено правосторонне движение, за исключением участка
дороги Москва (Казанский вокзал) – Рязань. На этом участке действует
левостороннее движение.
Подготовил Александр Соколов
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.