Share

пятница, 21 февраля 2020 г.

Коношскому району 85 лет!

    Из истории железной дороги Коноша - Вельск  

После публикации материалов по истории Северной и Печорской железных дорог, о лесозаготовках в Коношском районе в 30-е годы, читатели активно дополняют опубликованный материал. Еще раз убеждаемся, что газета является одним из главных источников и хранителей истории наряду с архивами и краеведческими музеями.  
Краевед Олег Юрьевич продолжает изучать подшивки старых газет и делится с нами «находками». Напомним, что с 1931 по 1935 годы территория нынешнего Коношского района входила в Няндомский район. 
Но прежде – небольшой рассказ М.Ф.Теребихина из книги «Рассказы о прожитом»:   
- В 1933 году от Коноши к Вельску прокладывалась железнодорожная ветка. Как только вступала в строй очередная станция, на ней сразу создавали помимо складов древесины для погрузки  вагоны, - склад Лесхимсоюза, чтобы продукцию из окрестных химартелей возить было ближе и там загружать в вагоны. Со временем склады оставили только на станциях, где имелись товарные конторы и багажные отделения. Рельсы подошли к Усть-Шоноше, затем к станции Куваш. Далее рельсы протянули до станции Синеги, и в 1936 году работы остановили. Синега стала конечной, тупиковой станцией Вельской ветки. В ней образовался некий перевалочный пункт, связавший с железной дорогой Вельский,  ВерховажскийУстьянский, Шенкурский и Ровдинский районы. Эти пять районов могли сравняться по занимаемой территории с некоторыми южными областями. До войны, пока не была построена дорога через Котлас на Воркуту, Синега представляла собой всегда оживленную довольно крупную станцию. Около 15 больших хозяйственных складов со своими конторами и с десяток мелких организаций принимали и отправляли, разгружали из вагонов и грузили в вагоны самые разные товары - зерно, машины, промышленное оборудование, горючее, продовольствие, одежду, ткани, изделия кустарей... Всего не перечислишь! Открытые платформы загружались лесом. При складах создавались рабочие бригады. В поселке быстро росли дома. Люди привозили из деревень своих жен и детей. На вокзале и перроне всегда толпились пассажиры. В привокзальном буфете днем и ночью кипел огромный медный самовар. В просторной столовой поселка кормились и приезжие и местные. Пассажирский поезд из Коноши приходил раз в сутки, высаживал приехавших, брал уезжающих и уходил обратно. По насыпным песчаным дорогам приходили и уходили с пассажирами автобусы и грузовики со скамейками в кузовах. Летними вечерами на перроне собирались и местные жители. Молодежь устраивала игры и пляски. Гармошки, балалайки, песни, веселый смех... Шумная была станция! 

Вот, что писала газета «Правда Севера» от 28.12.1933 года: 
Поезд № 404 прибыл в Куваш 
На ветке Коноша – Вельск открыто движение пассажирских поездов до разъезда № 8 (Куваш). Первый поезд № 404 прибыл на Куваш, пройдя 88 километров. 

Газета «Правда Севера» от 02.07.1934 г. 
УСКОРИТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ЛИНИИ КОНОША-ВЕЛЬСК 
Строительство Коноша-Вельской линии (не веткикак привыкли ее у нас называть, а именно линииимеет исключительное значениеона проходит от стКоноша на востокзахватывает территорию Няндомского и Вельского районовпересекает реку Подюгу и кончается у ВельскаЛиния связывает Устьянский и частью Тотемский и Шенкурский районыКоноша-Вельская линия должна обслуживать непосредственно близлежащие к железнодорожному пути пять сельсоветов Няндомского района с общей площадью 3460 километровимеющих 56 населенных пунктов с 10200 человек населения и по Вельскому району 810 населенных пунктов с 76430 человеками населения. С подходом ж.-д. путей к Вельску вся древесина для внутреннего рынкакоторую сейчас сплавляют по Ваге из Верховажьяможет перегружаться в Вельске на платформыТакой древесины будет до 21158000 кбмНа гужевой транспорт для переброски продуктов и промышленных товаров один Вельский район расходует до 400 тысяч рублей в год. С постройкой линии гужтранспорт значительно освободится от перевозки грузов по тракту и сможет быть полнее использован на нужды сельского хозяйства и лесохимической промышленностиПо плану линия Коноша-Вельск уже в 1934 году должна перевезти 70 тысяч вагонов грузовНо этот план пока осуществляется крайне слабоСейчас на линии еще только идет укладка путей к разъезду Синега (97 клмпо временному профилюПартийнаяпрофсоюзная организации и ИТР строительства обязались подготовить путь с таким расчетомчтобыувеличив скорость поездов до 30 клм. в час на всем протяжении от Коноши до Синегиподнять грузоподъемность каждого поезда до 30 вагоновПостроить жилые дома на ст.Коношаразъездах № 1, 3 и 9 и ст.Усть-Шоноша и пассажирское здание на разъезде СинегаОкончить коренное водоснабжение на Усть-ШоношеДля выполнения этих задач строительству требуется помощь населения НяндомскогоВельского и Устьянского районовособенно двух последнихРайоны должны помочь линии главным образом  рабочей силойвыполнив наряды крайплана на 1338 человекПрактика прошлых месяцев показалачто эти наряды зачастую реализовать невозможноСтроительство тратит большие деньги на вербовщиков и их разъезды, а колхозы удовлетворяют наряды на 10-20 процентов или совершенно отказываются дать людейНедостаток рабочей силы и отсутствие помощи районных организаций ведут к томучто темпы строительства чрезвычайно низкиНеобходимо добиться решительного перелома и в отпуске средствТолько при этом условии линия будет оконченадаст полный производственный эффектокупит вложенные в строительство средства и значительно двинет вперед экономику тяготеющих к ней районов. 
Вридначальника строительства линии Коноша-Вельск Широков.       

Газета «Правда Севера» от 22.11.1934 г.  
ПОРЯДКИ НА ДОРОГЕ КОНОША-ВЕЛЬСК 
Нет худшего несчастиякак быть пассажиром на линии железной дороги Коноша-ВельскДопустимвам удалось получить билет на стКоноша и вы интересуетесь: 
Когда пойдет поезд? 
- В 20 часов и 20 минут, - сообщают в кассе. 
По неведению выне спрашиваяоткуда он пойдетуходите со станцииЯвившись в сроквы удивляетесьНа станции пустотаВагонов нет. 
Где же поезд? - спрашивают пассажиры. - Дежурныйгде же поезд? 
Вагоны на пятом пути, - невозмутимо сообщает человек в красной фуражке. 
Ему нет дела до тогочто пассажиру надо тащиться поздно с вещамибольными и т. п. добрых полкилометраНо допустимвы преодолели все препятствия и даже вошли в один из двух жарко-натопленных вагоновнесмотря на точто пассажиров с билетами имеется в расчете на 4 вагонаВесь путь до Вельска вы едете в обстановке невероятной тесноты и полного мрака. 
Проводникда зажгите вы что-нибудьВедь невозможно ехать! 
- А что я пальцы свои зажигать буду? - отвечает проводник. 
Так вот и ездят! А пора бы ездить иначеПора ездить культурнопо-советски. 
П.Лытасов  

Из истории Северной железной дороги: 
Из расписания пассажирского поезда 1936 года Москва (Петроград) – Синега: 
Коноша – Вересово - Валдеево - Норминга – Подюга - Козье - Усть-Шеноша – Солга -  Куваш - В.Синега (97 км). 
                                                               Подготовил Александр Соколов 

Комментариев нет:

Отправить комментарий