Share

четверг, 28 ноября 2019 г.

Коношскому району 85 лет!

Продолжаем знакомство с историей Северной железной дороги 

Своим существованием Северная железная дорога обязана династии Мамонтовых. Купец и предприниматель Иван Федорович Мамонтов был главным инициатором создания, акционером и директором Общества Московско-Ярославской железной дороги, строившего линию Москва – Сергиев Посад и далее на Ярославль. 
После смерти Ивана Федоровича Мамонтова в 1869 году, делами общества стал заниматься его младший сын Савва Иванович Мамонтов, став членом Общества, а затем по рекомендации инженера Ф.В.Чижова - инициатора строительства дороги, Савва Мамонтов в 1972 году занял ответственный пост директора Общества Московско-Ярославской железной дороги. 
С.И.Мамонтов был просвещенным и талантливым человеком, он старался привлекать к работе в службах дороги известных инженеров и ученых.  Именно он инициировал строительство железной дороги от Ярославля на Вологду и далее на Архангельск. 
Отметим, что директор Общества Московско-Ярославской железной дороги Савва Иванович Мамонтов хотел, чтобы все вокзалы были построены в одном ключе, особенно ему нравились домики в Швейцарии. Именно такой стиль был взят за основу многих привокзальных построек при проектировании станций во время строительства в 1894 – 1897 годах узкоколейной Вологодско-Архангельской железной дороги. К этой работе были привлечены московские архитекторы Лев Николаевич Кекушев и Илларион Андреевич Иванов-Шиц. 

1867 – 1870 гг. Сергиев Посад – Ярославль  
В 1867 году правление Общества обратилось в правительство с просьбой о продолжении дороги до Ярославля. Вначале предполагалось построить трассу по сложившемуся гужевому тракту на Переславль (Переславль-Залесский). В 1868 году правительством было выдано разрешение на строительство дороги, но устав, представленный правлением Общества, был изменен. Изменилась и длина трассы: она должна была пройти на Александров, а не на Переславль, как предполагалось ранее. Длина участка от Троице-Сергиевского Посада до Ярославля определялась в 196 верст, а вся протяженность дороги от Москвы до Ярославля составляла 262 версты. 
1870 г.,
 18 февраля. Дорога была построена к 1 января 1870 года, а движение по ней открыто 18 февраля. По тем временам темпы строительства можно было назвать скоростными - за два года построили 200 верст путей. Трасса пересекала реки Серую, Нерль, Сару, Устье и другие, почти через все построили металлические мосты. На крупных станциях, таких, как Александров, Ростов, Ярославль, были возведены каменные здания вокзалов и паровозные депо. Соединив Москву с крупным губернским городом Ярославлем, дорога приобрела значение магистральной. 
Для получения прибыли необходимо было увеличить поток грузов. Чтобы привлечь купцов и промышленников Волги, владельцы дороги снизили тарифы на перевозки. Это привело к тому, что волжские торговцы предпочли везти свои товары не по Московско-Нижегородской, а по Московско-Ярославской дороге. В частности, это относится ко всем хлебным грузам Поволжья.
 
 
1870 - 1897 гг. Строительство дороги Ярославль – Вологда 
В Ярославле дорога на Север начиналась на левом берегу Волги на станции Урочь (рядом с современным автомобильным мостом). На правом берегу находилась речная переправа у Семеновского и Воздвиженского спусков, рядом со зданием училища девиц духовного звания, в котором ныне размещается Управление СЖД. 
После строительства моста через Волгу (только в 1913 г.) станция Урочь оказалась в стороне от основной магистрали, превратившись в тупиковую, и наконец, была закрыта.
 
До постройки железнодорожного моста дальновидный Савва Мамонтов в предчувствии важности связи Москвы с русским Севером именно отсюда, от бывшей волжской перевалочной грузовой пристани Урочь, начал строить дорогу к Данилову и Вологде. Потом она продлилась до Архангельска и превратилась в Северную железную дорогу, одну из самых мощных сейчас магистралей страны.  
1.                      1870 г., 24 июня. Акционерное общество, возглавляемое С.И.Мамонтовым, получает разрешение на постройку узкоколейной линии от станции Урочь до Вологды, протяженностью 196 верст. Строительство дороги до Вологды осуществлялось в два этапа.  
2.                      1972 г., 8 января. Открылось пассажирское движение от станции Урочь до Данилова, протяженностью в 61,5 версты.   
3.              1872 г., 20 июня. В этот день дорога Данилов – Вологда вступила в строй (129,6 версты),  
4.                       и на ней началось движение. 
5.                       
6.                      1894 - 1897 гг. Строительство дороги Вологда - Архангельск 
7.              Большое значение приобретала внешняя торговля через Архангельский порт. Поэтому в мае 1894 года представители правления Общества Московско-Ярославской дороги обратились в Министерство финансов с ходатайством о предоставлении концессии на постройку и эксплуатацию железной дороги от Вологды на Архангельск. Будущая трасса должна была пройти от Вологды до Северной Двины. На реке предполагалось организовать переправу к Архангельску. Вскоре Общество получило концессию и было переименовано в Общество Московско-Ярославско-Архангельской дороги. 
Строительство началось в 1894 году. Местность, по которой прокладывали дорогу, представляла собой непроходимые болота и тундру. Мошинское болото тянулось вдоль линии на протяжении 23 верст. Для того чтобы пройти по болоту, клали бревенчатый настил. Насыпи проваливались в топи по несколько раз, прежде чем можно было укладывать рельсы. Случалось, что целые составы с балластом уходили в топи.
 
Для укрепления насыпи строители делали продолговатые срубы, засыпали их камнями и опускали в топи. Но и это не всегда помогало.
 
1894 г., 27 мая. Принято решение о продлении линии до Архангельска (595 верст). Земляные работы начались 13 августа 1894 г.  
1897 г., 17 ноября. В Архангельске состоялась официальная церемония открытия дороги Вологда - Архангельск. На торжество специальным поездом прибыл представитель царского правительства. После прохода правительственного поезда на одном участке пути насыпь вместе со шпалами и рельсами ушла в болото. После этого происшествия дорога была закрыта на три месяца: строились дополнительные укрепления, вбивались сваи. 
Дорога вводилась в эксплуатацию по мере готовности отдельных участков. Первым был сдан отрезок пути от станции Вологда до станции Кубино длиной 83 версты, вторым - от Архангельска до станции Тундра протяжением 40 верст. Оба участка использовались для перевозки леса.
 
1898 г
., 22 октября. Начало регулярного движения по узкоколейной железной дороге Ярославль (Урочь) - Архангельск. Эта дата является днем основания станции КоношаОт станции Архангельск-пристань до города Архангельска можно было добраться на пароходе. Во время весеннего разлива Северной Двины поезда не доходили до станции Архангельск-пристань 6-8 верст и останавливались на станции Исакогорка. 
С окончанием строительства Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога состояла из трех главных участков: Москва - Ярославль (262 версты), Ярославль - Вологда (191 верста), Вологда - Архангельск (595 верст).
 
Здания станций дороги были деревянными. По путям шли маломощные паровозы, двухосные вагоны и платформы грузоподъемностью от пяти до десяти тонн. Вокзалы и стрелки освещались вначале свечами, а затем керосиновыми фонарями. Все это сковывало грузоперевозки. Скорость пассажирских поездов не превышала 15·20 километров, а грузовых - 15 километров в час.  
1900 г., 1 апреля. Железная дорога была выкуплена государством и с 1 января 1902 г. включена в систему Министерства путей сообщения. Пропускная способность линии составляла 3·4 пары поездов в сутки, и поэтому в период первой мировой войны проводится реконструкция дороги, с целью увеличения ее пропускной способности.   
1911 г. Начало перешивки узкоколейной дороги (ширина колеи 1067 мм) на широкую колею (1524 мм – 5 футов) участка Урочь – Вологда.  
1913 г., 21 февраля. Открытие моста через Волгу. До этого главная магистраль Москва — Архангельск имела в Ярославле разрыв. Ярославский мост стал первым железнодорожным мостом на Волге. Строительство его велось более двух с половиной лет по проекту, выполненному под руководством инженера путей сообщения Станислава Ольшевского с учетом передового опыта российского и зарубежного мостостроения. Им были спроектированы 5 речных ажурных полукруглых ферм (или пролетов) и два береговых пролета. Торжественное открытие моста состоялось 21 февраля 1913 года (по старому стилю), в день празднования 300-летия царствования Дома Романовых. В мае 1913 года мосту было присвоено наименование «Мост императора Николая II». В народе за ним закрепились названия «Николаевский», «Императорский». 
1915 г. Участок узкоколейной Вологодско-Архангельской линии от станции Вологда до станции Няндома был перешит на широкую колею. В этом же году начались работы по перешивке на широкую колею участков от Няндомы до Архангельска-пристани. Движение на них открылось в январе 1916 г. 
Северная железная дорога 
1887 г. Завершено строительство железной дороги Ярославль — Кострома длиною 92 версты. 
1898 г. Начало строительства Ярославско-Рыбинской железной дороги протяженностью 75 верст. 
1899 г. Построена узкоколейная дорога от Перми до Котласа. 
В 1902 - 1905 гг. за казенный счет строилась линия Петербург - Вологда - Вятка. Эта дорога впоследствии была разделена на две отдельные: Петербург - Вологда (557 версты) и Вологда - Вятка с ветвью Буй - Данилов (692 версты). 
1902 г. Открыта железная дорога Ярославль — Рыбинск. 
1905 г. Завершение строительства железной дороги Вологда — Вятка. 
1906 г., январь. К Московско-Ярославско-Архангельской дороге присоединились линии Обухово — Вологда и Званка — Гостиноподье, принадлежавшие ранее Николаевской железной дороге. С этого времени Вологда становится крупным железнодорожным узлом. Через нее Архангельск получил прямую связь с Москвой и Петербургом. 
1907 г., 1 января. Всем этим железнодорожным линиям присваивается название: Северные железные дороги. К этому времени дорога имела протяжение около 2 тысяч верст... 
 
1964 г. декабрь
В 1958 г. начато сооружение крупнейшего в Европе совмещённого железнодорожно-автомобильного моста через Северную Двину в Архангельске, который вступил в эксплуатацию в декабре 1964 года.          

                                                           Продолжение следует   
                                                Подготовил Александр Соколов                          


. 


 
 


5 комментариев:

  1. Кому интересны эти факты?. В целом люди знают ситуацию, а подробности ни к чему. напрасный труд исследователей, тем более он уже наверняка давно обобщен и обнародован.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Труд не напрасен,факты интересные.Судя по наверняка Вы вообще не в курсе,что уже обнародовано.Речь об истории, а вы о ситуации в целом.У истории не может быть ситуации в целом.

      Удалить
    2. Спасибо за каждую крупицу нового в истории района.

      Удалить
  2. Житель района1 декабря 2019 г. в 09:46

    А лично мне это очень интересно, всё кратко, чётко, доходчиво, где бы ещё всё сразу почитал спасибо автору!

    ОтветитьУдалить
  3. ОЧЕНЬ Интересно,пишите и дальше,а мы с удовольствием будем читать!!

    ОтветитьУдалить