Share

четверг, 21 ноября 2019 г.

Коношскому району 85 лет!


                                 История Северной железной дороги
В предыдущих материалах мы рассказали читателям об именитых земляках. Тема судьбы людей, ставшими историей нашего района, будет продолжена. В юбилейных книгах много материалов уделено истории строительства Северной железной дороги, благодаря чему и появилась на карте станция Коноша. Поэтому следующая серия материалов будет посвящена истории железной дороги. Большой вклад в восстановлении истории железной дороги внес наш земляк Олег Юрьевич Королев, сын известного видеолетописца, Почётного железнодорожника Юрия Дмитриевича Королева. В настоящее время Олег Юрьевич проживает в Вологде и, работая в архивах, знакомит нас с архивными материалами на страницах газеты «Коношский курьер». На просьбу принять участие в наших юбилейных книгах откликнулся известный в Архангельске краевед, действительный член Русского географического общества Владислав Александрович Сметанин. Летом этого года я совершил путешествие в г.Харовск Вологодской области. История города, как и поселка Коноши также связана с открытием железнодорожного сообщения. Станция Харовская была открыта в 1898 году, когда был проложен участок железной дороги Вологда - Архангельск. Тогда же свою историю как населённый пункт отсчитывает и сам Харовск. Первоначально станция называлась Кубино, в 1904 году она была переименована в Лещёво, а с 1914 года она называется Харовская. При станции возник посёлок, который в 1932 году получил статус рабочего посёлка, а в 1954 году был преобразован в город. В городе есть замечательный краеведческий музей, в котором имеется большая экспозиция по истории Северной железной дороги. Для меня персонально была проведена экскурсия (длилась более часа), и работник музея с любовью поведала историю железной дороги и прошлого этого небольшого городка.
Но вернемся к нашей истории. В материалах авторов рассказывается в основном о строительстве участка Северной магистрали Ярославль – Вологда – Архангельск. Но в предлагаемых вам материалах, уважаемые читатели, мы расскажем о том, что не вошло в книги, - с чего начиналась Северная железная дорога. В газете «Коношский курьер» от 18 октября 2019 года в статье «О чём писала районная газета. Год 1968» Ян Георгиевич Титов выяснил: «…что первый участок Северной железной дороги от станции Новки (Владимирская обл.) до Иваново сдан в эксплуатацию в 1868 году. Далее магистраль продолжили до Вологды. И тут начинается наша история. Мы до сих пор считаем прародителем Коноши промышленника С.И.Мамонтова, ибо он организовал постройку железной дороги от Вологды до Архангельска. Но я бы к «прародительству» отнёс и С.Ю.Витте, министра финансов царской России, т.к. именно он отверг варианты строительства железнодорожных маршрутов по восточной дуге через Вельск и Холмогоры и западной - через Каргополь. И вынудил Савву Ивановича строить железную дорогу напрямую, получилось, как раз через нашу территорию. Именно на истории строительства этого участка и сосредоточила внимание районная газета в 1968 году, т.е. спустя сто лет после начального этапа…».
Добавим, что Сергей Ю́льевич Витте за активное участие в строительстве Северной магистрали был избран Почетным жителем Архангельска.
Прочитав статью, некоторые читатели посчитали дату 1868 год – начало строительства дороги, опечаткой, зная, что открытие дороги Вологда – Архангельск состоялось 22 октября 1898 года. Но на самом деле никакой опечатки нет! Об этом говорят документы. 

Хроника.

26 января 1857 г. Александр II подписал указ о создании сети железных дорог. Одновременно правительством была заключена концессия на сооружение целого ряда железных дорог общей протяжённостью около 4000 км. Для реализации намеченных планов было образовано Главное общество российских железных дорог с участием русского, французского, английского и немецкого банковского капитала.

1859 - 1870: Первые участки будущей СЖД
Начало создания будущей Северной железной дороги положил следующий документ: «
Мая 29 дня 1859 г., Высочайшее повеление, объявленное правительствующему Сенату господином Главноуправляющим Путями Сообщения и Публичными Зданиями. Государь Император в 19 день мая с/г. высочайше соизволил утвердить препровождаемый при рапорте господина Главноуправляющего Путями Сообщения и Публичными Зданиями Устав Общества Московско-Ярославской железной дороги».

В Уставе говорилось: «Для устройства сообщения от Москвы на Ярославль посредством паровозной тяги железной дороги через Сергиевский Посад учреждается общество под названием «Общество Московско-Ярославской железной дороги». На продолжение дороги от Сергиева Посада до Ярославля общество должно было получить дополнительное разрешение от правительства. В Уставе также указывалось, что капитал создается путем выпуска акций. Акционерное общество не испрашивало никаких гарантий. Капитал предполагалось собрать путём выпуска акций, а сооружение дороги окончить в четыре года.

1859 г. «Общество Московско-Ярославской железной дороги» приступает к строительству линии от Москвы до Сергиева Посада - Троице-Сергиевской железной дороги, протяжением 65,7 версты. (Верста - русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям,что соответствует нынешним 1066,8 м). 
Направление Северной железной дороги совпало с направлением старейшего гужевого тракта от Москвы до Архангельска. Этот тракт связывал север страны с центральными губерниями еще во времена Ивана Грозного. Со временем появилась необходимость в строительстве более надежного пути, которым и стала железная дорога. Возникновение общества связано с именем профессора Московского университета, друга Герцена и Гоголя - Федора Васильевича Чижова. Это был разносторонне одаренный человек: крупный ученый в области физики и механики, писатель, историк литературы и искусства. К строительству «первой русской» (без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада Ф В. Чижов привлек московских купцов. Среди них были братья Шиповы, Иван Федорович Мамонтов… В июне 1858 года учредители внесли в уставный капитал по три тысячи рублей серебром, таким образом, общий капитал для строительства дороги составил 15 тысяч рублей серебром. Председателем правления общества стал Ф.В.Чижов.
1862 г. Дорога Москва - Сергиев Посад введена в действие.
1865 г. Началась подготовка проекта строительстве дороги от Сергиева Посада на Ярославль. В работах принимал активное участие инженер Г.Грек. В феврале 1866 года он представил собранию акционеров продольный профиль линии и проекты мостов. По проекту Г.Грека трасса шла через Александров и Ростов, обходя Переславль широкой дугой. На ней предусматривалось 6 металлических мостов с каменными опорами.
1867 г. Шуйская уездная управа обратилась к правительству с просьбой разрешить концессию на строительство дороги от станции Новки до села Иванова через Шую. Правительство утвердило концессию.
1868 г. Правительство признает строительство дороги от Сергиева Посада на Ярославль делом первостепенной важности. Длина участка определяется в 196 верст, вся же протяженность дороги от Москвы до Ярославля - в 262 версты.
1868 г., 5 сентября. В 5 часов вечера в Шую из Новок прибывает первый пробный поезд.
1868 г., 16 сентября. Открытие постоянного движения на Шуйско-Ивановской железной дороге. Эта дата считается днем рождения Северной железной дороги. Подвижной состав в первый год ее эксплуатации составлял 14 паровозов, 28 пассажирских и 170 товарных вагонов.

                                                                   Продолжение следует

 

                                                                                 Подготовил Александр Соколов


1 комментарий:

  1. Кстати, Юрий Королев обладатель знака "Почетному железнодорожнику"

    ОтветитьУдалить