Share

пятница, 15 ноября 2019 г.

Коношскому району 85 лет!


                            Бортов Алексей Николаевич
Напомним нашим читателям о «Письме трех». Если бы не было этого письма в ЦК КПСС, кто знает - была бы Коноша райцентром или нет.
Мы познакомили вас с краткой биографией двух из трех подписантов: Рачкова Василия Мартыновича и Рипакова Григория Васильевича. Третьим был председатель Коношского райисполкома Попов Григорий Васильевич, занимавший этот пост с 1959 по 1975 год. В книге Григорию Васильевичу будет посвящен большой материал: «Развитие района началось с дорог». С его приходом Эпоху Попова началось интенсивное строительство дорог в районе. В воспоминаниях Григория Васильевича Попова, упоминается Алексей Николаевич Бортов, которому «надо поставить памятник». И Попов и Бортов работали в одно время в Коноше: Попов с 1959 по 1975 годы, а Бортов с октября 1958 года по 1975 год. Он возглавлял дорожно-строительное управление. Мы решили восстановить страницы истории, связанные с этим удивительным человеком-легендой.
14 марта 2019 года ему исполнилось бы 101 год со дня рождения (скончался в 1981 году).
Начали с архива, где удалось найти личное дело А.Н.Бортова. Затем дело случая: нашлась племянница Алексея Николаевича Елена Анохина в Ялте. Она познакомила с младшей  дочерью А.Н. Бортова - Надеждой Алексеевной Карповой из Коноши. И встреча с Владимиром Григорьевичем Левачевым, который в своей книге «Коношский след на дорогах области», вышедшей в 2006 году, посвятил Бортову целую главу.
Так что же это за человек Бортов Алексей Николаевич…
Рассказывает Попов Григорий Васильевич: это был человек, беспредельно честный: Мне повезло иметь с собой рядом совершенно удивительного руководителя - начальника дорожного отдела Алексея Николаевича Бортова. Он был назначен на эту должность за несколько месяцев до меня. Это был человек, беспредельно честный, справедливый; обладал удивительной работоспособностью, упорный в работе, неподкупный во всех делах. До этого он работал секретарем партийной организации Тавреньгской МТС и оттуда он переехал в Коношу, Нам удалось достичь взаимопонимания с самого первого знакомства. И мы с ним сошлись, как говорится, в едином порыве. Алексею Николаевичу полностью доверял. Был уверен, что не может подвести, обязательно добьется выполнения поставленных задач. С трудными вопросами А.Н. Бортов шел ко мне, мы вместе искали выходы из различных ситуаций. Я его всегда поддерживал во всех начинаниях. Считаю, что А.Н. Бортову надо поставить памятник!
В.Г.Левачев:
Более четверти века, с 1959 г. до середины 80-х годов, главная роль в строительстве дорог принадлежала Коношскому дорожно-строительному управлению. По-разному назывались организации, но именно этот коллектив играл ведущую роль. Честь и слава им за труд.
Вот они - руководители ДРСУ:
Бортов Алексей Николаевич 1958-1975 гг.
Куваев Сергей Андреевич  1976-1982 гг.
Егоров Борис Александрович 1982-1985 гг.
Никонов Николай Тимофеевич 1985-1989 гг.
За период совместной работы Попова и Бортова в Коношском районе было построено 220 километров дорог.
Продолжает Г.В.Попов:
Понимали, что в Коноше надо строить дороги, но, конечно же, более трудным направлением было строительство дорог в районе. Решили работать, когда не было ни одного проекта. Участки, по которым должны пройти дороги, не изучены. Существуют одни направления. Карьеров нет. Начали строить дорогу Коноша-Тавреньга. Те, кто постарше, помнят, что раньше там были сплошные повороты. Порой такие выкрутасы делала дорога, что только держись, для автомашин по ней было ездить одно наказание. Часто водители говорили: то ли ты на машине едешь, то ли машина на тебе. В этом была истинная правда: очень часто вытаскивали машины тракторами. Строил дорогу совнархоз, начальником которого был Иван Емельянович Воронов, впоследствии ставший заместителем министра сельского хозяйства. В Першинской был карьер, его решили использовать для строительства. Но строили медленно: по-прежнему не хватало техники.
Наш участок, благодаря Бортову, набирал силу. К технике, которая была из Ерцево, присоединяли еще ту, которую можно было где-то востребовать. Сами делали изыскания, сами вырубали лес, карьеры сами искали, каждую дорожку копали почти вручную. Это сейчас надо отводить полосу, подписывать множество разрешений, а тогда-то все в наших руках было. И дело двигалось. В год делали пять-шесть километров дорог. Стоимость одного километра в среднем была три тысячи рублей. Когда выходило четыре или пять тысяч, то Бортов бегал и ругался, как же так выходит, что очень дорогим километр получается. Для нас это было настоящим ЧП.
К чести сказать, сам Бортов руководил и заготовкой леса, и мосты начал строить, ведь мостов не было... А переходить предстояло через ручейки, реки. Бортов, не имея специального образования, ко многому приходил путем экспериментов и анализа. Так, например, сам организовал производство бетонных колец метрового диаметра. Тогда и понятия не было, чтобы нам где-то добыть эти кольца. Производство было налажено за Коношей, по дороге на Климовскую. Он все годы небольшие мосты ставил на бетонные кольца. Они, наверное, до сих пор еще во многих местах стоят. Крепости они не имели, но в то время стояли лучше деревянных. Появились дороги, и для колхозов стало гораздо выгоднее иметь машины. Вспоминается такой случай. Был прикомандирован к нам водитель на скрепер. Скрепер, как известно, максимально может забрать шесть кубов земли. Работа в дорожном строительстве была сдельная, зависела от результата работы. Тракторист первое время давал правдивую сводку, сколько выработал. Потом понял, что можно заниматься приписками, ведь никто особенно не вникал в его работу. Вот он и начал прибавлять цифры, сначала по одному кубу, потом больше. Приехал Бортов, начинает разбираться, а ему говорят, смотрите, как мы работаем, вот наши показатели. Бортов как глянул, так и обомлел. «Вы, - спрашивает, - документы хоть раз посмотрели? Как грейдер за одну ездку при объеме шесть кубов может возить двадцать шесть?». Все переглянулись, поняли, что опростоволосились. Это было хорошим уроком, больше такого не повторялось. В 1975 году меня перевели в облисполком. Когда уезжал, то сели и посчитали, что построили 220 километров дорог. Кроме того, появилось много техники, начали работать специалисты с дорожным образованием. В общем, смело можно было сказать, что развернулись по всему фронту работ. Сложилась ситуация, когда мы с Бортовым только выбирали, где продолжать строительство. 220 километров... Тавреньга, Першинская, Бор, Хмельники, Кремлево, Климовская, Ерцево, Подюга. Практически помню каждый километр - столько труда было вложено в дорогу. И вспоминается, как раньше выполняли план по хлебопоставкам. Дороги не было, а хлеб государству по плану надо было сдавать. И вот создавали бригаду из мужиков и женщин, которые были покрепче. Брали они мешки на спину и носили за сорок километров на приемный пункт. Вот такая была суровая правда жизни. Последней была дорога на Подюгу.
В.Г. Левачев: Бортов - человек-легенда
Организовать строительство дорог различными силами разными организациями было очень сложно. В роли координатора выступало ДРСУ. Начальник этого подразделения должен обладать прекрасными качествами организатора быть ответственным человеком.
Не случайно выбор пал на Алексея Николаевича Бортова. Именно ему было суждено быть ПЕРВЫМ организатором в деле строительства дорог в районе. Он не дорожник, не имел никакого специального образования, но природное дарование, крепкий хозяйский ум помогли преодолеть ему все преграды первопроходца. Он неустанно повторял, что его кабинет под кустом. Это надо было понимать в полном смысле этой фразы. Он не любил находиться в своем кабинете. Его постоянно можно было видеть в карьерах, на объектах, где строятся дороги, мосты, устанавливаются водопропускные трубы. Говорят, что голь на выдумки хитра. Это тоже относится к руководству 60-х годов. Не то, что не хватало, а вообще не было погрузочных средств. Автотранспорт предприятия выделяют, а экскаваторов нет. Тогда зародилась идея проводить погрузку методом наталкивания.
В центре карьера из круглого леса строилась эстакада высотой три-четыре метра. В верхней части эстакады устраивалось окно по ширине колеи трактора. Трактора были
С-100, ими наталкивали песок на эстакаду с расчетом, что он, падая в окно, попадал в кузов самосвала. Погрузка машин занимала несколько минут. Исходя из чисто вдумчивого крестьянского подхода к делу, А. Бортов проводил различные мероприятия по понижению уровня грунтовых вод вдоль дорог. Каждую весну трелевочным трактором, а иногда и двойной тягой тащили огромный лесной плуг по кюветам вдоль дорог.
За строительство подюжской дороги А.Н.Бортов был награжден орденом «Трудового Красного Знамени» -  такую правительственную награду имели в районе немногие.
Из биографии А.Н.Бортова:
Родился 14 марта 1918 года в дер. Крестовая (с 1927г. – дер. Подосинник), Лениградской области Кадуйского района Барановского сельсовета. Родители из крестьян, занимались сельским хозяйством, соцпроисхождение – крестьянство. Член ВКП(б), принят 366-м отдельным батальоном связи политического управления тыла в августе 1942 года. В комсомоле с февраля 1937 по август 1942 года. Член профсоюза рабочих леса и сплава
Северных районов. Образование среднее незаконченное: школа партийного актива с марта по август 1945 года. Воинское звание ст. сержант, состою на учете в Коношском военкомате. Награды после Октябрьской революции:
30.04.1945 - командующий Северным флотом - медаль «За оборону Советского Заполярья» 
06.07.1946 – медаль «За победу над Германией 1941-1945гг.».
Из письма Елены Анохиной из Ялты – племянницы Алексея Николаевича Бортова:
Семья Бортовых жила в Вологодской области в деревне Крестовая. Мама рассказывала, что у них была большая, дружная, трудолюбивая, порядочная семья. Семеро детей: 5 мальчишек и 2 девочки. В строгости воспитывал их дед, который мог и деревянной ложкой по лбу заехать во время обеда, если перечили старшим... Все мальчишки получили образование. Во время войны все пятеро сыновей ушли на фронт, в том числе и самые младшие, - ушли добровольцами. На войне погибли все братья дяди Леши. Неутешно было горе матери... Дядя Леша служил  в Заполярье, куда фашисты сбрасывали десант и разведчиков.
В моих воспоминаниях - это кристальной чистоты, справедливейший из справедливейших человек. Мы его очень любили и уважали. Прежде чем совершить какой-то поступок или что-то сказать, всегда думала, как бы поступил мой дядя в этой ситуации и не будет ли мне стыдно за необдуманные поступки и слова. Я даже сейчас сверяю свою жизнь и  также боюсь быть недостойной его памяти.
Рассказывает Надежда Алексеевна Карпова, - младшая дочь:
В быту отец был очень неприхотлив, О себе не думал, все заботы у него - о работе. Много раз поощрялся министерскими и областными почетными грамотами и премиями за первые места по области. За всю свою жизнь он не позволял себе каких-либо привилегий по должности. Свой дом поставил своими руками. Был исключительно порядочным, честным, справедливым человеком. Он бы еще работал начальником дорожного управления, но в 1975 году пришлось сделать в Ленинграде операцию. Во время войны он обморозил ноги и это сказалось через 30 лет. Пришлось ампутировать ногу. Несмотря на то, что руководство «Архавтодора» предлагало ему продолжить работать в должности начальника управления, Алексей Николаевич отказался и несколько лет работал начальником отдела кадров. При выходе на пенсию «Автодор» подарил отцу золотые часы.
Дороги, которые он строил, исходил пешком пока не дали коня. Работник управления Сыроватко сказал, что такого начальника больше не будет.

Обращаюсь к дорожникам:

Алесей Николаевич скончался в 1981 году, похоронен на пятом. Установите ему на могиле достойный памятник (дочь покажет место) от дорожников всей области.

 Бессмертный полк семьи Бортовых:

Фото 1. Бортов Николай Николаевич. Погиб в Венгрии 27 марта 1945 года. Не дожил до победы 43 дня.

Николай Николаевич закончил Ленинградскую  военную академию. Во время войны  он был в командном составе. Проявил себя героически. Я еще ходила в начальную школу. Помню, как по радио Венгерская писательница разыскивала родных Николая Николаевича. Просила откликнуться, чтобы написать о нем книгу.. Мама, помню, пошла к брату, Алексею. Сказала об услышанном. А дядя Леша, в силу своей скромности, ответил, что подвиг его в наших сердцах, а его мы уже не вернем!


Фото 2. Бортов Михаил Николаевич. Пропал без вести в 1941г

 Фото 3. Бортов Василий Николаевич. Погиб в 1942 под Ленинградом.

Фото 4. Бортов Алексей Николаевич. Герой Заполярья.

Фото 5. Бортов Александр Николаевич. Пропал без вести в 1941г


Подготовил Александр Соколов

2 комментария:

  1. да, участники войны были именно такими.

    ОтветитьУдалить
  2. Анатольевич, кто там у тебя комментарии удаляет, разберись пожалуйста. Про животное Реутова уже второй стёрли. Чего не так сказано, он по жизни гребень с ножницами, в армии не служил, повадки бабьи, слизняк стукач и шмаровоз, с такими в бой не идут - плюют, петух одним словом.

    ОтветитьУдалить