Share

понедельник, 23 октября 2017 г.

К 100-летию Октября. История в лицах.

Варщики целлюлозы.


К 100-летию Октября
Варщики целлюлозы завода № 5
Начнем с ответа на вопрос: завод № 5 строило НКВД, а директоров завода назначал
Минбумпром?
Заводы было поручено строить НКВД, так как в те годы, это была самая эффективная структура, как это не цинично звучит.
Строить надо было быстро и в тяжелейших условиях, фактически ручным способом. От холода, голода, болезней гибло много заключенных (цифры до сих пор засекречены).
Новых «работников» присылали эшелонами!? Можете себе представить?
Завод со сложнейшей технологией был построен за 8 месяцев, - с сентября 1938 по июнь 1939 года. Первая варка состоялась 29 июня 1939 года.
Учитывая сложность технологии, в 1940 году заводы были подчинены министерству бумажной промышленности. Но при этом на заводе № 5 продолжали работать осужденные. Спецкомендатуру в Волошке закрыли только в 1948 году. В 1944 году была попытка отказаться от использования труда заключенных, но через полгода комендатуру снова открыли.
В 40-е годы структура завода выглядела следующим образом: управление завода,
цеха основного производства: кислотный, варочный, очистной, отбельный, сушильный, хлорный, древесный (производство щепы), лаборатория и ОТК,.
Цеха обеспечения: лесная биржа, паросиловое хозяйство, РММ, электроотдел, ОКС,
транспортный отдел с конпарком, ОРС (с сельхозом), база оборудования, материальный склад, склад готовой продукции, ВОХР (17-й отряд), ЖКО, детский сад.
Основные профессии завода связаны с основным производством: кислотчики, варщики, отбельщики, сушильщики…
В особом почете была профессия – варщик целлюлозы. От профессионализма и интуиции варщика зависели экономические показатели завода. Это сегодня всем технологическим процессом управляет компьютер. В те годы даже приборов не хватало, чтобы следить за качеством варки целлюлозы.
Имена варщиков знали целлюлозники всей страны. На Волошском целлюлозном заводе лидерами были Антонин Корякин, Александр Бызов и Виктор Чекрыгин.
4 апреля 1960 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 478
«О мерах по ликвидации отставания целлюлозно-бумажной промышленности».
С 17 по 20 января 1961 года в Москве состоялось первое Всесоюзное совещание работников целлюлозно-бумажной промышленности, созванное ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Совещание проходило в Большом Кремлевском дворце и Доме Союзов.
В совещании участвовали более 1500 человек - руководящие инженерно-технические работники и рабочие-новаторы предприятий целлюлозно-бумажной промышленности и бумагоделательного машиностроения, работники научно-исследовательских, проектных и проектно-конструкторских институтов, строительных организаций, работники совнархозов, партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций и центральных учреждений.
В работе совещания приняли участие Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Н.С. Хрущев, первый заместитель Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Госплана СССР В. Н. Новиков…
Участники совещания обсудили вопрос о ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ликвидации отставания целлюлозно-бумажной промышленности». С докладами выступили первый заместитель председателя Госплана СССР Г. М. Орлов, заместитель Председателя Совета Министров РСФСР, председатель Госплана РСФСР К. М. Герасимов…
Сообщения сделали председатель Ленинградского совнархоза С. А. Афанасьев, председатель Архангельского совнархоза И. Е. Воронов…
Участники совещания в своих выступлениях рассказали о передовом опыте, вскрыли недостатки в работе действующих и в строительстве новых предприятий.
От Волошского целлюлозного завода Архангельского совнархоза на совещании выступил
Антонин Корякин.
Варщики целлюлозы Александр Бызов и Антонин Корякин были награждены высшим орденом страны – «Орденом Ленина».
Но самым признанным варщиком целлюлозы в стране был Виктор Чекрыгин. Он неоднократно признавался «Лучшим варщиком минбумпрома».
Из архива Архангельского Обкома КПСС
Автобиография
Я, Чекрыгин Виктор Григорьевич родился 21 декабря 1924 года в семье крестьянина-бедняка в дер. Кузино, Каргопольского района, Архангельской области. Отец, Чекрыгин Григорий Николаевич и мать Чекрыгина Анна Дмитриевна до революции занимались земледелием, сельским хозяйством. После революции в 1932 году вступили в колхоз. В 1933 году я поступил в начальную школу. В 1934 году семья переехала на производство в Волошский механизированный лесопункт. В 1936 году отец умер. У матери нас осталось шестеро несовершеннолетних детей. Меня в этом же году взяли в Мошинский детдом. Окончив 7 классов в 1940 году, меня из детдома направляют на производство в Коми АССР. Там я сначала работал мотористом на электростанции, а потом поступил учиться в ФЗО. После окончания школы меня направили работать в Ухту на 1-й нефтяную шахту на должность оператора. Там я проработал до конца 1942 года и был призван в Армию. Зачислен в состав Северного Флота и прослужил до апреля 1947 года. Участвовал в боях за Муста, при освобождении Печенской области и порта Потсало-Линахамари. Также участвовал при освобождении Северной Норвегии. Имею награды: орден «Красной Звезды», медаль «За оборону Заполярья» и медаль «За Победу над Германией».
В 1947 году согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР был демобилизован. В апреле 1947 года поступил на работу на 5-й сульфитцеллюлозный завод в варочный цех, где работаю по настоящее время. Родственников за границей не имею, судимости нет.
20.02.1949 года
Из архивов Сергея Николаевича Конина:
Легенда о Викторе Чекрыгине
В 1947 году бывший краснофлотец пришёл работать на завод, а со временем Виктор Григорьевич Чекрыгин стал лучшим варщиком страны. Его трудовой подвиг отмечен орденом Октябрьской Революции, серебряной медалью ВДНХ и другими наградами.
Как достоверное сообщали: лучший варщик страны и выдающийся мастер в деле реконструкции производства по варке целлюлозы был представлен к высокому званию Героя Социалистического Труда, о чём и был поставлен в известность. На радостях Виктор Григорьевич столь изрядно принял на грудь, причём на виду у высоких кабинетов, что там передумали давать Золотую Звезду. Возможно, сам по себе факт возлияния и не привёл бы к такому неожиданному для варщика Чекрыгина и прискорбному для его товарищей, и для всех земляков финалу, но как раз в те времена знаменитый мелентьевский лесоруб Иван Яковлев после присвоения ему звания Героя СоцТруда, даже в райисполкоме, где он вёл депутатский приём как депутат Верховного Совета СССР, бывал изрядно во хмелю. В итоге Яковлева убрали из района куда подальше, а Чекрыгин остался с орденом «Октябрьской революции».
подготовил А.М. Соколов


1 комментарий:

  1. Вот смотрите что пишет Митрофаныч: "Заводы было поручено строить НКВД, так как в те годы, это была самая эффективная структура, как это не цинично звучит". А далее добавляет: "Строить надо было быстро и в тяжелейших условиях, фактически ручным способом. От холода, голода, болезней гибло много заключенных (цифры до сих пор засекречены)". То есть он, Митрофаныч, гибель множества заключенных, от холода, голода, и болезней, во время возведения объекта, называет - эффективным методом строительства. Плюньте мне в рожу, если я не прав, что Митрофаныч съехал с глузду. И при том - съехал окончательно.

    ОтветитьУдалить