Share

вторник, 17 декабря 2019 г.

Коношскому району 85 лет!

Коноша – центр лесозаготовок (продолжение)
Олег Юрьевич Королев прислал газету «Красный Север» от 21 октября 1928 года.
(Напомним, Коношский район первый раз был образован в 1929 году).
Газета выпускалась в Вологде: «Ежедневная газета Вологодского Губкома ВКП(б),
Губисполкома и Губпрофсоюза»:
«Железная дорога Коноша – Вельск
В настоящее время утвержден заключенный в центре с Московским государственным
лесопромышленным трестом («Москвотопом») договор на постройку ж.-д. ветки Коноша
- Вельск. По этому договору «Москвотоп» В ТЕКУЩЕМ 28-29 ГОДУ НАЧИНАЕТ
ПОСТРОЙКУ ЛИНИИ И ПРОВОДИТ ЕЕ ОТ СТ. КОНОША в этом же году на 35
километров до проектируемой станции Подюг. Окончательно будет построена линия в 31-
32 году. Конечная станция - Вельск запроектирована в 1 километре к югу от гор. Вельска.
Снабжая в будущем из Вельского района строительными материалами московский центр,
«Москвотоп», согласно постановления ЭКОСО, должен значительную часть своей лесной
продукции отдавать и на экспорт. Параллельно с постройкой железнодорожной линии
«Москвотоп» организует нa проведенных участках лесозаготовки и построит с 1929 по
1933 год 4 лесопильных завода на 12 рам и одну столярную фабрику. Общее
пассажирское пользование линией на всем протяжении от Коноши до Вельска начнется с
1932 - 33 года.
Все строительные работы Москвотопа будут стоить около 8,5 миллионов руб; из них на
промышленное строительство (заводы и фабрика) будет затрачено 1,8 милл. руб.
Коноша - Вельская линия установит нормальную связь г.Вельска с торгово-
промышленными и культурными центрами и явится началом намеченной к постройке
жел. дор. магистрали Котлас – Вельск – Коноша - Лодейное Поле на Ленинград».
Строительство железной дороги было на особом контроле Архангельского обкома
ВКП(б). Приводим документ из Архангельского госархива, - фрагмент доклада
руководства дороги бюро обкома ВКП(б):
Доклад
о ходе строительства по сооружению железнодорожных ветвей
Коноша-Вельск и Вандыш-Волошка в 1929-1930 гг.
План работ и объем
В 1929-1930 г. бюджетном году по сооружению железнодорожной линии Коноша-Вельск,
при общем ее протяжении 117,5 клм, планом намечено построить 40,0 клм. пути, т.е.
дойти до реки Подюга. Постройка железнодорожной линии до этого пункта даст
возможность вывезти лесоматериалы, заготовленные по трассе, а также приплавленные к
запани, устроенной в конце 40 клм.
Кроме этой ветки в план строительства по 9-му району входит постройка 2-х веток:
Коноша-Волошка, длиной 18,0 клм, и Вандыш-Волошка длиной 9,0 клм. Обе эти ветки
также предназначены для вывозки лесоматериалов, заготовленных на их протяжении.
Таким образом, длина ж.д. пути, который должен быть уложен, и по которому должно
быть открыто движение для вывоза лесоматериалов, равняется 67,0 клм.
Помимо работ по проведению указанных веток, в план работ по району на текущий год
входит расширение ст.Коноша с укладкой дополнительных путей к существующим,
постройка пакгауза длиной 67,75 пг.м. и вагонных весов, 2-х жилых домов по 8 квартир
каждый на ст. Коноша, и один дом этого типа на ст. Подюга по Вельской линии, расширение и перепланировка здания приемного покоя и ряд мелких зданий, связанных с
выполнением всего плана строительства по району.
В общем, планом работ предусмотрено в текущем году выполнить следующие работы по
отдельным объектам строительства:
1 постройка ветки Коноша-Подюга дл. 40,0 клм
2 постройка ветки Коноша-Волошка дл. 18,0 клм
3 постройка ветки Коноша-Волошка дл. 9,0 клм
Итого длиной ………………………67,0 клм
4 Постройка 3-х жилых домов по 8 квартир каждый, с общей жилой площадью 360х3 =
1080 кв.метр.
5 Постройка пакгауза на ст.Коноша площ. 550,0 кв. метров и вагонные весы.
6 Перепланирование и перестройка здания приемного покоя.
7 Укладка дополнительных путей ст.Коноша, в связи с развитием этой станции.
Перечисленные работы, предусмотренные планом строительства по району должны быть
выполнены в текущем бюджетном году, причем для основания работ по району, т.е. по
постройке перечисленных ж.д. веток установлены особые сроки, предусматривающие
форсированную вывозку лесоматериалов, заготовленных вдоль веток. На этих 3-х веток
линия Коноша-Волошка уже закончена и в конце апреля месяца с.г. сдана в эксплуатацию;
в настоящее время по ней открыто коммерческое движение.
Сроки выполнения.
Линия Коноша-Вельск должна быть закончена по постройке вчерне к 1 августа с.г.,
Вандыш-Волошка – к 1 июля; с этого времени должно быть открыто движение поездов по
вывозу заготовленных лесоматериалов.
Ассигнования.
На постройку ж.д. веток Коноша-Вельск и Коноша-Волошка ассигновано в 1929-1930 г. –
1.417.000 руб., причем по каждой в отдельности средства распределяются:
а) Коноша-Вельск - ………………… 1.200.000 руб.
б) Коноша-Волошка - ………………… 80 руб.
в) Коноша-Вандыш - …………………. 191 руб.
Всего - …….. 1.471.000 руб.
Стоимость каждого жилого дома определяется по смете в 28.255, а 3-х домов
соответственно: 28.255 х 3 = 84.735руб.
Постройуа пакгауза площ.550кв.м. равна по смете - 20.587р. В стоимость постройки линии
Копоша-Подюга входит развитие станции, укладка дополнительных путей на ж.д.
ст.Коноша. :
Общая сумма ассигнований по 9-му району Строительного отдела Северной .ж .д. в
текущем году достигает с округлением 1.600.000 руб. На все перечисленные работы в
пределах ассигнований открыты кредиты и некоторые из них уже израсходованы, в связи
с окончанием работ /Постройка ветки Коноша-Волошка/.
Вот еще интересная заметка в газете «Красный Север» от 24 июля 1929 года
МОСКВОТОП ТОРМОЗИТ УЧЕТ НЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ЗАРАБОТКОВ
15 деревень получают скидку за агроминимум
По Ротковецкой вол. 27 июня были разосланы окладные листы плательщикам
сельхозналога. Состав сельских учетных комиссий и ВИК по сравнению с прошлым
значительно улучшился за счет середняцко-бедняцкого актива (ВИК – волостной
исполнительный комитет). Неземлевладельческих заработков против прошлого года
учтено больше на 70 тыс. pyблей. Плохо одно, что некоторые лесоорганизации не
представили списков работавших на лесозаготовках. Москвотоп совершенно не дал таких
списков, а между тем ротковецкие плательщики большей частью работали в Москвотопе.
301 бедняцкое хозяйство или 32% к общему числу хозяйств по волости освобождено от с.-
х. налога. Предоставлена 10-процентная скидка по агроминимуму 15 деревням. Выявлено по волости 16 индивидуальных хозяйств. Есть некоторое увеличение распашен
и увеличение лошадей, но количество рогатого скота по сравнению с прошлым годом
уменьшилось. Это объясняется тем, что в прошлую зиму имелся недостаток кормов.
По сравнению с прошлым годом общая сумма с.-х. налога по волости увеличилась за счет
зажиточно-кулацкого слоя и более полного выявления неземледельческих заработков.
Середняцкие хозяйства платят с.-х. налога меньше по сравнению с прошлым годом
примерно на I р.62 к. с хозяйства. В отдельных случаях допущены некоторый неточности,
и есть увеличение с.-х налога у некоторых середняцких хозяйств, но эти ошибки будут
исправлены.
Очередная задача – не допустить просрочки при уплате с.-х. налога. Необходимо также
повсеместно разъяснять крестьянам, чтобы они хранили облигации укрепления
крестьянского хозяйства, так как есть опасения, что первые сроки с.-х. налога будут
платиться этими облигациями. Уже начинают поступать первые взносы по с.-х. налогу.
Первыми уплатили налог колхозы.
П.Голышев.
Подготовил Александр Соколов

Комментариев нет:

Отправить комментарий