Share

пятница, 6 декабря 2019 г.

Коношскому району 85 лет!


                                  О значении Северной железной дороги
Мы посвящаем теме железной дороги много материалов не случайно. Коноша образовалась и как станция, и как районный центр благодаря решению С.Ю.Витте и С.И Мамонтову, - проложить важнейшую магистраль через будущий крупный железнодорожный узел (впереди мы расскажем об истории Печорской железной дороги Коноша – Воркута). Дорога давала большое преимущество населенным пунктам, через которые пролегала чугунка. И как так получилось, что и Каргополь, и Вельск остались в стороне от важнейшей железнодорожной магистрали, а развиваются более динамично, чем Коношский район?
Известный исследователь В.И.Теребов в своей книге «Сооружение Вологодско - Архангельской линии» (1894-1897) пишет: «Строители, выполнив вручную огромные объемы работ и преодолев неимоверные трудности, соорудили Архангельскую линию добротно и быстро. Они совершили настоящий подвиг. Магистраль оказала громадное влияние на развитие всего северного края, на жизнь миллионов людей, стала славной страницей отечественной истории. Сейчас без Северной железной дороги невозможно представить наше повседневное бытие, она является неотъемлемой частью нас самих...»
Сохранить культурное наследие дороги.
Более двух десятков станций при строительстве Северной железной дороги 
представляли собой единый архитектурный ансамбль. Архитектор Российской академии художеств Нина Михайловна Петухова из Москвы полагает:
«Выбор «швейцарского стиля» для основной деревянной застройки железной дороги и был тем самым по-настоящему ценным выбором. В основе «швейцарского стиля» лежал тип крестьянского дома - шале, - очень демократичный, удобный и как бы заранее адаптированный к богатым традициям местного деревянного зодчества».
Железная дорога прокладывалась по совершенно необжитым местам, и архитекторам не приходилось брать в расчет уже имеющуюся застройку. Это был отличный полигон для опробования новейших архитектурных, художественных и социальных идей, чем не преминул воспользоваться С.И.Мамонтов. «Конечно, архитектурный комплекс железной дороги не станет вторым Абрамцево, - пишет Н.М.Петухова, но надо дать возможность людям, живущим на маленьких железнодорожных станциях, гордиться именно своей местной историей и своими достопримечательностями - с этих зданий начинается их история, наша история».
После поездки на Север, пораженный его красотой и богатством, С.И.Мамонтов пишет К.Коровину: «Какая страшная ошибка, искать французских тонов, когда здесь такая прелесть». И сразу же по приезде предлагает двум друзьям, Коровину и Серову, совершить путешествие по его пути, по Северной Двине. Мамонтов верил, что друзья вернутся не только с впечатлениями, но и с массой этюдов природы Севера. И эти полотна украсят вокзалы Северной железной дороги: «Пусть люди учатся видеть красоту на вокзале - в местах технического прогресса, знакомятся с искусством, творчеством, обогащаются духовно». Мамонтов хотел сделать железные дороги не только средством перевозки, но и местом культуры, местом воспитания, подъема народного духа. Однако этому не во всём суждено было сбыться.
Картины северной природы, которые привезли его друзья, имели такой успех, что им было отведено место в Русском музее и Третьяковской галерее. Но зато остались на нашей Северной земле вокзалы, дома, здания…
«Скомпонованные таким образом здания по-разному воспринимаются в разных ракурсах и рассчитаны на круговое восприятие, как скульптура. Живопись объемного построения подчеркивается и сложностью силуэта, благодаря гибкому архитектурному оформлению каждого здания и каждой станции, отличается своеобразием и имеет свое лицо», - пишет Владислав Александрович Сметанин.
На станциях дороги было построено 17 типов жилых домов с этой удивительной архитектурой. Проектирование зданий и гражданских сооружений дорожного комплекса было поручено ведущим московским архитекторам Льву Кекушеву и Иллариону Иванову-Шпицу.
Информация от Олега Юрьевича Королева (Вологда): «На момент начала эксплуатации в 1898 году архитектурный комплекс ст. Коноша включал в себя следующие сооружения: 1. Пассажирская платформа; 2. Пассажирское здание; 3. Водоемное здание с 1-м баком; 4. Жилой дом станционных агентов; 5. Сарай при жилом доме; 6. Ледник; 7. Отхожее место (туалет); 8. Сарай для пожарного инструмента; 9. Баня. У озера Нижнее находились объекты водоснабжения станции: водоподъемное здание (водокачка) и дом машиниста водокачки. В северном конце станции находилась путевая казарма. В 1915 году при перешивке линии на широкую колею дополнительно были построены водоемное и водоподъемные здания большего объема. На сегодняшний день на станции Коноша остались: 1. Водоемное здание 1898 года (как сообщил Исаев А.П., уже сносится работниками РЖД); 2. Водоемное здание 1915 года (как сообщил Исаев А.П., планируется к сносу); 3. Жилой дом станционных агентов (жителями дома внесены изменения в первоначальный проект); 4. Ледник. 5. В северном конце станции сохранилась путевая казарма. 6. У озера Нижнее сохранился дом машиниста водокачки».
Как таковой, архитектурный комплекс станции уже уничтожен.
 «Кроме своей исторической ценности, оставшиеся здания представляют и архитектурную, а значит, и культурную ценность. Сохранить эти здания - значит, проявить уважение к истории и любовь к родному краю, отдав дань уважения большому человеку, личности, чей талант изменил жизнь мира и нашу с вами», - пишет Надежда Петровна Артемова.
Александр Кринин обратился к руководству СЖД по вопросу сохранения сносимой ныне первой водоемной башни (1897г), но получил отказ от сильных мира сего. Но почему молчат: руководство района, районные депутаты, партия власти? Ваше молчание в данном случае приравнивается к согласию о творимом безобразии! Кстати, на станции Вандыш (тоже Коношский район) сохранились две водоемные башни.  

Слово краеведу, действительному члену Русского географического общества Владиславу Александровичу Сметанину:
«С.И. Мамонтов обессмертил своё имя, уже второе столетие стучат колёса железнодорожных составов, которые мчатся по «дороге Мамонтова». По приезде в Коношу на конференцию «Север формирует характер» осенью 2016 года меня приятно удивило то, что в здании вокзала, как бы воплощая мечту Саввы Ивановича, работала выставка работ юных художников межрегионального конкурса пейзажей живописи «Приобщение к Северу» Это замечательно! Однако, в таком посёлке, как Коноша - районном центре, большом железнодорожном узле, память о строителях «дороги Мамонтова» не может ограничиваться только рамками районного музея. Главный строитель нашей «чугунки» заслужил более глубокой памяти у жителей посёлка. Для этого можно установить памятную доску на здании железнодорожного вокзала. Его именем может быть назван дом культуры или один из скверов посёлка.
Жизнь и деятельность Саввы Ивановича Мамонтова - это пример служения Отечеству, и увековечивание в Коноше его имени будет иметь большое воспитательное значение для подрастающего поколения коношан.

Подготовил Александр Соколов

1 комментарий:

  1. Чтобы сохранить оставшиеся объекты 1897 года культурного наследия на станции
    Коноша, предлагаю написать коллективное письмо (желательно десятки подписей,
    депутаты, я буду в числе подписавших) в адрес президента Путина. Я мог бы сам
    обратиться, но в администрации президента (АП) моя фамилия в графе «штатных
    писателей» и могут не среагировать, и отправить запрос для ответа Еропкиной. Тем паче,
    мы готовим очередное коллективное письмо президенту по «знаменитому» Ерцевскому
    дому (Гагарина 16а), который уже три года не заселяется, хотя сдан по программе
    аварийного жилья в ноябре 2016 года.

    ОтветитьУдалить