Share

пятница, 13 декабря 2019 г.

Коношскому району 85 лет!


                               Коноша – центр лесозаготовок 

Мы продолжим тему истории Северной железной дороги позднее, чтобы те читатели, которым эта тема неинтересна, ознакомились с другими историческими материалами.
И конечно, в первую очередь с архивными документами, - именно они вызывают наибольший интерес. В документах часто делается ссылка – большевики решили то-то…
Напомним, в октябре 1952 года на XIX съезде партии её название было изменено: Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков) - ВКП(б) переименовали  в Коммунистическую партию Советского Союза - КПСС. После этого в обиход вошел термин – коммунисты.
В первые годы Советской власти Коноша помимо важного железнодорожного узла, стала центром лесозаготовок. Большевики быстро сообразили, что Север должен сыграть важнейшую роль в экономике нового государства. Нам же интересно узнать, с чего все начиналось в нашем родном краю…
В конце 20-х годов – начале 30-х годов стране требовалось много леса, являвшегося тогда не только строительным материалом и сырьем для химической промышленности, но и одним из главных видов топлива. Большим спросом северный пользовался лес и за границей. Поэтому в правительстве был создан специальный отдел по экспорту лесоматериалов.
И вот здесь мы столкнулись с трудностями восстановления истории. Впервые Коношский район был образован реформой от 15 июля 1929 года. А Постановлением президиума ВЦИК от 31 июля 1931 года рабочий пос. Коноша и двадцать один сельсовет упраздненного Коношского района были переданы в состав Няндомского района. Окончательно Коношский район оформился в марте 1935 года. Поэтому в архивах по Коношскому району есть несколько небольших папок за 1929-1930-е годы, а затем документы в полном объеме датированы только начиная с 1936 года. Чтобы восстановить историческое прошлое Коноши, придется после юбилея района заняться исследованием архивных материалов в период 1931-1935 годов Няндомского района. Но и этого будет недостаточно. Надо запрашивать материалы уездов, которые были упразднены только в 1929 году. 
Повторим некоторые моменты. Волости, - позже стали именоваться сельсоветами и положили начало новому Коношскому району. Если Вельский и Каргопольский районы возникли на основе этих уездных городов, то Коношского уезда не было, и сама станция Коноша входила в Кремлевскую волость. В конце XIX и начало ХХ века территория нынешнего района входила в три губернии. Северо-запад: Вохтома, Валдеево, Завандышье - в Каргопольский уезд Олонецкой губернии (в 1919 году уезд передан Вологодской губернии). Юго-запад: Ковжа, Ротковец, Кленово - в Кирилловский уезд Новгородской губернии (позднее Кленово перешло в Каргопольский уезд, в 1919 году он вошел в Вологодскую губернию). Восток: Тавреньга, Хмельники, Подюга - в состав Вельского уезда Вологодской губернии. Юг: Кремлевская и Давыдовская волости (Перхино, Глотиха) входили в Кадниковский уезд Вологодской губернии. В Архангельскую губернию ни одна из этих волостей не входила.
Теперь о главном организаторе лесозаготовок на Севере - об общесоюзном государственном тресте «Мосгортоп», который  был организован в 1930 году в г. Москве. Это был одним из крупнейших в стране лесозаготовительных трестов. Ему принадлежали лучшие леспромхозы средней полосы и южной части Северного края - нынешние Коношский и Вельский районы. В те годы Москва с ее огромным населением отоплялась в основном дровами, и главной задачей этого треста было снабжение Москвы топливом. Но производственная программа «Мосгортопа» вскоре была пересмотрена так, что заготовка дров для Москвы постепенно уступала по своему значению заготовкам деловой древесины, в том числе - большого количества ценных сортаментов леса, идущих на экспорт. Но краевед Иван Алексеевич Холопов утверждает, что «в Коноше в 1928 году открылась новая лесозаготовительная организация «Москотоп» (московский топливный отдел), потом ее переименовали в «Мосгортоп».
Этой информации можно доверять, так как к 1930 году в районе были заготовлены сотни тысяч кубометров леса. Такие объемы можно было заготовить только крупной лесозаготовительной организацией, которой стал Коношский леспромхоз «Москотопа».
В книге В.И.Старцева «Древо без корней не устоит» (2018) написано:
«С 1 октября 1937 года на базе Коношского леспромхоза были созданы 5 самостоятельных предприятий: Коношский, Подюжский, Хмельницкий, Ерцевский ЛПХ и Вересовский лесопункт. В том же году Ерцевский ЛПХ был передан в систему переведенного из Каргополя в Ерцево, «Каргопольлага»…
Но в архивных документах есть договор о социалистическом соревновании 1936 года между Коношским и Ерцевским ЛПХ. Причем, судя по тексту, это был далеко не первый договор. Управление «Каргопольлага» было переведено из Каргополя в Ерцево в январе 1940 года. А Ерцевский ЛПХ, контора которого находилась в Лухтонге, вошел в состав ГУЛАГа в конце 1937 года (а не в 1940 году, как написано у Старцева). Но и мы, авторы серии книг «Ерцево», писавшие историю со слов ветеранов, - также ошиблись о возникновении поселка Ерцево. Оказалось, что Ерцевский ЛПХ в 1936 году уже вовсю строил железнодорожную ветку до 54 пикета, где планировался первый лесозавод. «Мосгортопу» нужны были большие объемы леса и трест развернулся в Коношском районе «на всю катушку». Первые бараки на Центральной (ныне Гагарина) улице были построены «Мосгортопом» в 1936 году.
Первые эшелоны с «врагами народа» стали прибывать в Лухтонгу и Ерцево в августе 1937 года. Всемогущее НКВД распорядилось о вхождении Ерцевского ЛПХ в состав Каргопольлага, таким образом ГУЛАГ – пришел на все готовое. А со стороны Каргополя в состав ГУЛАГа вошел со всей инфраструктурой сплавной «Пояменгский» лесопункт. В газете «Сталинский ударник» сообщалось: «Ерцевское Строительство жел.дор.треста «Союзлестранстрой»  ликвидируется с 1 февраля 1938 года».
С.Н.Конин: «Каргопольлаг в Ерцеве появился не на пустом месте. Ерцевский краевед Е.В. Копытова пишет, что разъезд Ерцево возник в 1934 году для нужд лесной отрасли (входил в «Мосгортоп»). А как тогда быть с перечнем населённых пунктов 1929 года, где значится разъезд Ерцево? Можно предположить, что разъезды Колфонд (Коллективный фонд для спецпереселенцев), Перхино и Ерцево появились на рубеже 20-30- годов в ходе модернизации Северной ж.д. на участке Вологда – Архангельск, а в дальнейшем для создания лесопунктов».
В августе 1931 г. Вельский леспромхоз треста «Северолес» перешел в систему треста «Мосгортоп». Управление леспромхоза до июля 1939 г. находилось в Вельске.
Районом деятельности Вельского леспромхоза треста «Мосгортоп» стали лесные массивы в районе строящейся железнодорожной ветки Коноша – Вельск от станции Подюга до станции Синега. В состав леспромхоза вошли следующие лесопункты: Синега (1-й участок), Куваш (2-й участок), Усть-Шоноша (3-й участок), 54 км (4-й участок), Подюга (5-й участок) и 52 км (6-й участок). Начиная с октября 1931 г. заготовляемый леспромхозом лес стал вывозиться к линии железной дороги. Первые вагоны с лесом были отправлены в Москву с лесопункта Синега. В 1939 году «Мосгортоп» на территории Коношского района был ликвидирован.

                                                       Продолжение следует
                                                                                                Подготовил Александр Соколов




Комментариев нет:

Отправить комментарий