Коноша – центр лесозаготовок
Мы продолжим тему истории Северной железной дороги позднее,
чтобы те читатели, которым эта тема неинтересна, ознакомились с другими
историческими материалами.
И конечно, в первую очередь с архивными документами, - именно
они вызывают наибольший интерес. В документах часто делается ссылка –
большевики решили то-то…
Напомним, в октябре 1952 года на XIX съезде партии её название было изменено: Всесоюзную Коммунистическую партию
(большевиков) - ВКП(б) переименовали в Коммунистическую партию Советского Союза - КПСС. После этого
в обиход вошел термин – коммунисты.
В первые годы Советской власти Коноша помимо важного
железнодорожного узла, стала центром лесозаготовок. Большевики быстро сообразили,
что Север должен сыграть важнейшую роль в экономике нового государства. Нам же интересно
узнать, с чего все начиналось в нашем родном краю…
В конце 20-х годов – начале 30-х годов стране требовалось
много леса, являвшегося тогда не только строительным материалом и сырьем для
химической промышленности, но и одним из главных видов топлива. Большим спросом
северный пользовался лес и за границей. Поэтому в правительстве был создан
специальный отдел по экспорту лесоматериалов.
И вот здесь мы столкнулись с трудностями восстановления
истории. Впервые Коношский район был образован реформой от 15 июля 1929 года. А
Постановлением президиума ВЦИК от 31 июля 1931 года рабочий пос. Коноша и
двадцать один сельсовет упраздненного Коношского района были переданы в состав Няндомского
района. Окончательно Коношский район оформился в марте 1935 года. Поэтому в
архивах по Коношскому району есть несколько небольших папок за 1929-1930-е
годы, а затем документы в полном объеме датированы только начиная с 1936 года.
Чтобы восстановить историческое прошлое Коноши, придется после юбилея района
заняться исследованием архивных материалов в период 1931-1935 годов Няндомского
района. Но и этого будет недостаточно. Надо запрашивать материалы уездов, которые
были упразднены только в 1929 году.
Повторим некоторые моменты. Волости, - позже стали именоваться
сельсоветами и положили начало новому Коношскому району. Если Вельский и
Каргопольский районы возникли на основе этих уездных городов, то Коношского
уезда не было, и сама станция Коноша входила в Кремлевскую волость. В конце XIX
и начало ХХ века территория нынешнего района входила в три губернии.
Северо-запад: Вохтома, Валдеево, Завандышье - в Каргопольский уезд Олонецкой
губернии (в 1919 году уезд передан Вологодской губернии). Юго-запад: Ковжа,
Ротковец, Кленово - в Кирилловский уезд Новгородской губернии (позднее Кленово
перешло в Каргопольский уезд, в 1919 году он вошел в Вологодскую губернию).
Восток: Тавреньга, Хмельники, Подюга - в состав Вельского уезда Вологодской
губернии. Юг: Кремлевская и Давыдовская волости (Перхино, Глотиха) входили в
Кадниковский уезд Вологодской губернии. В Архангельскую губернию ни одна из
этих волостей не входила.
Теперь о главном организаторе лесозаготовок на Севере - об общесоюзном
государственном тресте «Мосгортоп», который
был организован в 1930 году в г. Москве. Это был одним из крупнейших в
стране лесозаготовительных трестов. Ему принадлежали лучшие леспромхозы средней
полосы и южной части Северного края - нынешние Коношский и Вельский районы. В
те годы Москва с ее огромным населением отоплялась в основном дровами, и
главной задачей этого треста было снабжение Москвы топливом. Но
производственная программа «Мосгортопа» вскоре была пересмотрена так, что
заготовка дров для Москвы постепенно уступала по своему значению заготовкам
деловой древесины, в том числе - большого количества ценных сортаментов леса,
идущих на экспорт. Но краевед Иван Алексеевич Холопов утверждает, что «в Коноше
в 1928 году открылась новая лесозаготовительная организация «Москотоп» (московский
топливный отдел), потом ее переименовали в «Мосгортоп».
Этой информации можно доверять, так как к 1930 году в районе
были заготовлены сотни тысяч кубометров леса. Такие объемы можно было
заготовить только крупной лесозаготовительной организацией, которой стал
Коношский леспромхоз «Москотопа».
В книге В.И.Старцева «Древо без корней не устоит» (2018)
написано:
«С 1 октября 1937 года на базе Коношского леспромхоза были
созданы 5 самостоятельных предприятий: Коношский, Подюжский, Хмельницкий,
Ерцевский ЛПХ и Вересовский лесопункт. В том же году Ерцевский ЛПХ был передан
в систему переведенного из Каргополя в Ерцево, «Каргопольлага»…
Но в архивных документах есть договор о социалистическом
соревновании 1936 года между Коношским и Ерцевским ЛПХ. Причем, судя по тексту,
это был далеко не первый договор. Управление «Каргопольлага» было переведено из
Каргополя в Ерцево в январе 1940 года. А Ерцевский ЛПХ, контора которого
находилась в Лухтонге, вошел в состав ГУЛАГа в конце 1937 года (а не в 1940
году, как написано у Старцева). Но и мы, авторы серии книг «Ерцево», писавшие
историю со слов ветеранов, - также ошиблись о возникновении поселка Ерцево.
Оказалось, что Ерцевский ЛПХ в 1936 году уже вовсю строил железнодорожную ветку
до 54 пикета, где планировался первый лесозавод. «Мосгортопу» нужны были
большие объемы леса и трест развернулся в Коношском районе «на всю катушку». Первые
бараки на Центральной (ныне Гагарина) улице были построены «Мосгортопом» в 1936
году.
Первые эшелоны с «врагами народа» стали прибывать в Лухтонгу
и Ерцево в августе 1937 года. Всемогущее НКВД распорядилось о вхождении
Ерцевского ЛПХ в состав Каргопольлага, таким образом ГУЛАГ – пришел на все
готовое. А со стороны Каргополя в состав ГУЛАГа вошел со всей инфраструктурой
сплавной «Пояменгский» лесопункт. В газете «Сталинский ударник» сообщалось: «Ерцевское
Строительство жел.дор.треста «Союзлестранстрой» ликвидируется с 1 февраля 1938 года».
С.Н.Конин: «Каргопольлаг в Ерцеве появился не на пустом месте.
Ерцевский краевед Е.В. Копытова пишет, что разъезд Ерцево возник в 1934 году
для нужд лесной отрасли (входил в «Мосгортоп»). А как тогда быть с перечнем
населённых пунктов 1929 года, где значится разъезд Ерцево? Можно предположить,
что разъезды Колфонд (Коллективный фонд для спецпереселенцев), Перхино и Ерцево
появились на рубеже 20-30- годов в ходе модернизации Северной ж.д. на участке
Вологда – Архангельск, а в дальнейшем для создания лесопунктов».
В августе 1931 г. Вельский леспромхоз треста «Северолес»
перешел в систему треста «Мосгортоп». Управление леспромхоза до июля 1939 г.
находилось в Вельске.
Районом деятельности Вельского леспромхоза треста «Мосгортоп» стали лесные массивы в районе строящейся железнодорожной ветки Коноша – Вельск от станции Подюга до станции Синега. В состав леспромхоза вошли следующие лесопункты: Синега (1-й участок), Куваш (2-й участок), Усть-Шоноша (3-й участок), 54 км (4-й участок), Подюга (5-й участок) и 52 км (6-й участок). Начиная с октября 1931 г. заготовляемый леспромхозом лес стал вывозиться к линии железной дороги. Первые вагоны с лесом были отправлены в Москву с лесопункта Синега. В 1939 году «Мосгортоп» на территории Коношского района был ликвидирован.
Районом деятельности Вельского леспромхоза треста «Мосгортоп» стали лесные массивы в районе строящейся железнодорожной ветки Коноша – Вельск от станции Подюга до станции Синега. В состав леспромхоза вошли следующие лесопункты: Синега (1-й участок), Куваш (2-й участок), Усть-Шоноша (3-й участок), 54 км (4-й участок), Подюга (5-й участок) и 52 км (6-й участок). Начиная с октября 1931 г. заготовляемый леспромхозом лес стал вывозиться к линии железной дороги. Первые вагоны с лесом были отправлены в Москву с лесопункта Синега. В 1939 году «Мосгортоп» на территории Коношского района был ликвидирован.
Продолжение следует
Подготовил Александр Соколов
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.