Share

суббота, 8 декабря 2018 г.

80 лет Ерцевской средней школе. Казаченко Мира Александровна.

До юбилея школы осталось 55 дней!

Но души заморозить не сумела,
Друзьями школьных дней нас сохранив.
Пусть стали мы размерами побольше,
Добились многого и в семьях проросли.
Но в сердце мы такими же остались.
Шальными, бесшабашными детьми.
И от того, столкнувшись вновь умами,
Восторг и удивление не тая,
Не помня цифр лет, мы понимаем,
Как дороги нам школьные друзья
Анна Рыбакова (Корнилова)

Легенды Ерцевской средней школы –
Казаченко Мира Александровна
Рассказывает дочь Елена Алефтиновна Казаченко,
О том, что её звали Марина, я узнала, когда мне было лет пятнадцать. Все вокруг звали мою
маму Мирой. Я до сих пор не знаю, какое из этих имен мне роднее, для меня она – мама.
Судьба не баловала её, пожалуй, никогда. Родилась в Холмогорах, ей было три года, когда
умерла её мама, и отец привел в дом мачеху. Когда ей было семь, тётя, Елизавета Семёновна,
приехала в гости к брату и увидела маленькую Марину с огромными ведрами, в которых она
несла, точнее сказать, тащила воду из Двины вверх по крутому берегу домой. Это было одной
из её многочисленных обязанностей. Сердце Елизаветы Семеновны не выдержало, её
возмущению не было предела. Бабушка Лиза вскипала даже через много лет, рассказывая мне
эту историю. Она увезла и воспитала маму. У неё не было своих детей, и она не была ласкова, а
была строга и требовательна. Не досталось Марине маминых объятий, поцелуя на ночь, но
было всё, что необходимо, всё, что могло в те годы быть в рядовой семье. И очень важно, что
бабушка, которая еле-еле умела писать, очень хотела, чтобы Марина получила образование.
Жили они в Обозерской, школа, подруги, война… Зимой 1943 года от авитаминоза отказали
ноги. Лариса, дружбу с которой они пронесут через всю жизнь, возила Марину в школу на
санках, 3 км туда и обратно, каждый день. В 44-м поступление в институт в Архангельске. Как
говорила бабушка – выучились девочки на картошке. Каждый выходной мама ездила в
Обозерскую за продуктами (т.е. за картошкой). Моста через Двину не было. Вокзал на одном
берегу, институт на другом. Ходили зимой по льду. Мама рассказывала, что на первом часе
занятий плохо слышала преподавателя, в ушах свистел ветер. По распределению после
института приехала в Ерцево. Сначала вечерняя школа, потом средняя – всего две записи в
трудовой книжке. Вся взрослая жизнь. В школе же встретила моего отца. Родились дочь и сын.
Она была стержнем семьи, создала уютный, гостеприимный дом, в котором постоянно бывали
друзья и коллеги, все помнят её пироги, а кому-то запомнились котлетки. Мои детские
воспоминания, связанные с домом, наполнены ночующими людьми. Это бывшие ученики,
приезжавшие домой, в посёлки «на ветке», останавливались у нас в ожидании местного поезда.
Пачки поздравительных открыток к праздникам. Все они хранились, ими была заполнена
тумбочка. Многочисленные альбомы с фотокарточками выпускных классов и любительскими.
Одно из первых воспоминаний, определившее значимость и трудность маминой работы,
связано с проверкой тетрадей. Мне было не больше 6 лет, я еще не умела читать, но знала
буквы, которыми обозначались классы в параллели. Очень хорошо помню, что была буква Е, а
тетради были очень красивыми, разноцветными. Дома я была одна – болела, родители на работе. Решила помочь маме. Стопу тетрадей, которые лежали по классам, я разложила по
цветам. Получилась очень красивая, радужная стопка. Было очень непонятно, чем так
расстроена мама… Другое расстройство из-за моей любви к цвету и непереносимости не
сочетаемого, испытали мама и Тамара Александровна Анисимова (ассистент в составлении
расписания уроков). Расписание составлялось на большой доске с дырочками, в которые
вставляли спички, выкрашенные в разные цвета (очень красиво, но очень «неправильно»).
Болела я, как правило, в учительской, присматривали за мной учителя, у которых было «окно».
Наконец выдался урок, на котором никого в учительской не осталось! Из спичек я успела
сложить очень красивый орнамент. Намного позже я узнала, что мама с Тамарой
Александровной восстанавливали расписание до утра. Школа долгие годы работала в две
смены, проводилась огромная внеклассная работа. Ни разу я не слышала, как мама кричит.
Если была недовольна, рассержена, она начинала говорить так тихо, что приходилось напрягать
слух, чтобы расслышать слова. Никогда она не жаловалась ни на что и ни на кого. Никогда я не
слышала разговоров о низкой зарплате, о неоплачиваемых часах, проведённых с учениками.
Для мамы, как и для других учителей наших, школа была жизнью. Нам очень повезло с
учителями! Поэтому их любили и уважали, поэтому становились учителями многие бывшие
ученики. У меня в памяти стёрлись имена, но осталось множество лиц маминых учеников.
Запомнились девочки, которые оканчивали школу, а я была ещё дошкольницей. Помню, как
ездили к ученикам в деревни (была такая обязанность у классных руководителей). И мне
довелось быть её ученицей с седьмого по десятый класс. Нелегко мне было, поверьте. И
любимой ученицей была не я, а Томушка Столярова, подружка моя на всю жизнь.
Любимейшим маминым был выпуск 1977 года. Как я её к ним ревновала! Как тяжело
привыкала она к следующим пятиклашкам… И такими же родными они стали для неё, и
последними, даже на выпускном вечере её уже не было. Принципиальная, возможно, даже
слишком. Уверенная, честная, справедливая, молчаливая. Отец говорил, что если бы все
коммунисты были такими, как наша мама, мы жили бы при коммунизме. Очень заботливая,
аккуратная. Дома всегда был идеальный порядок. Одевалась сама и нас одевала с большим
вкусом. Очень заботилась о бабушке, которая её вырастила. Каждый год во время отпуска мы
ездили не только позагорать, но и увидеть что-то новое. Понимала, что многие дети не
выезжают из посёлка, не могут побывать в музеях, театрах, поэтому так планировала уроки,
чтобы лишний час выделить на последний параграф темы – наука, искусство исторического
периода или отдельного государства. Мы писали рефераты, готовили доклады и т. д. Я могу
писать о маме очень много и всё в превосходной степени, она для меня неординарный человек.
Мне было 22 года, когда её не стало. Не могу передать словами всю боль утраты, всю жизнь
мою перевернул её уход из жизни. С этой болью я живу до сих пор, и она не проходит. Как
радовалась мама появлению внука! Как я жалела всегда, что мои дети лишены бабушки,
которая могла им столько дать – любви, заботы, ощущения большой семьи, знаний – она так
мечтала об этом. Как много они потеряли от невозможности общаться с нею. Стараюсь помнить
всё, что она говорила и делала, и все её нереализованные планы осуществить уже для своего
внука. Думаю, что есть много людей, которые её помнят. Друзья, коллеги, ученики.
Александр Соколов:
Нашему классу повезло, - историю вела Мира Александровна. Она интересно и обстоятельно
раскрывала тему урока, практиковала письменные контрольные работы. Каждый урок
начинался с закрепления пройденного материала, обязательно проверялось выполнение
домашнего задания, отвечали двое-трое учеников. Спрос был строгим, пятерку было трудно
заработать. Несмотря на всю строгость, мы все чувствовали, что нас любит, и желает, чтобы
знали предмет.
Старая танцплощадка:
Селена (квартет «Аккорд»)
Осенний свет (Жан Татлян)

Фото 1 Мира Александровна
Фото 2 Мира Александровна Фёдорова с 10 классом. 1951 год
Фото 3 В учительской у расписания Слева направо: М.А. Казаченко, Р.С. Огородникова,
Л.П. Гурова, А.П. Демидова
Фото 4 Мира Александровна ведет урок истории
Подготовил А.М. Соколов

Комментариев нет:

Отправить комментарий