Share

понедельник, 24 декабря 2018 г.

80 лет Ерцевской средней школе

До юбилея школы осталось 38 дней!

Понимаешь, мама, я – учитель!
Видишь: я вхожу, бледнея, в класс.
Это мне решили поручить их -
Сорок душ и восемьдесят глаз.

Легенды Ерцевской средней школы –
Визжачих Валентина Петровна, -
Учитель химии и биологии с 1963 г. по 1970 г.
О самом классном классном
Наташа Лозовская (Ольшевская)-выпускница 1970 года:
На фотографии изображён 4 «Б» класс весной 1963 года. Это был последний выпуск
Солодовниковой Александры Фёдоровны в 50-й год её работы учителем. Для Валентины
Петровны Визжачих это был первый класс, в котором она стала «классной мамой». Нашему 5
«Б» классу сказочно повезло! К нам пришла классным руководителем учитель химии и
биологии Валентина Петровна Визжачих! Это был учитель, что называется, от Бога. Она вела
нас по жизни целых шесть незабываемых лет. Когда мы были маленькими, ходили с ней на
речку Лухтонга и на плотину. Валентина Петровна рассказывала нам о названиях трав и цветов.
Когда мы подросли, начались походы. Она научила нас любить свой край, а ещё уважать друг
друга. А ведь мы были каждый со своим характером и мнением. Наши мнения всегда
учитывались, и за что мы очень уважали Валентину Петровну, так это за то, что она могла
признать свою ошибку. Что, конечно, бывало у неё ну очень редко. А придуманный ею
праздник «День рождения класса» начинали готовить за полгода. Тянули жребий, кто кому
делает подарок. Конечно, менялись тихонечко, чтоб никто не знал, соответственно симпатиям.
День рождения класса отмечали в последнее воскресенье марта. За месяц до этого срезали
веточки берёзы, и к этой дате уже на праздничных столах были зелёные букетики. А ещё я
помню сбор вторсырья для нужд класса. Обычно на вырученные деньги мы покупали подарок
любимой всеми Валентине Петровне на 8 марта. А как она за всех нас переживала! Мы
приходили к ней домой со всеми своими секретами и бедами, и там же решались все наши
классные дела. Помнится, как Валентина Петровна на классных часах ненавязчиво знакомила
нас с поэзией и поэтами, живописью и художниками. А незабываемый вечер занимательной
химии, который прошёл в клубе! Многие потом к химии стали относиться с большим
интересом. Прошло уже много лет, но до сих пор в сердце остаётся наше классное братство, за
которое мы благодарим самого лучшего в мире классного руководителя и учителя химии –
нашу замечательную Валентину Петровну Визжачих.
Валюше, Вале, Валентине Петровне
Сестра – Людмила Петровна Нещерет (Пахтусова):
В жизни каждого человека есть яркие, значимые события и люди, влияющие на всю его судьбу
и становление характера. Для меня таким человеком была сестра Валя, Валентина Петровна
Пахтусова-Визжачих. Она была мне не только сестрой, но и подругой, учителем и даже как
мама. И в пединститут я поступила только потому, что там училась она. Всё, что у меня в
жизни удалось, чего я достигла, это только благодаря Вале. Семья у нас была большая – семеро
детей. Папа – железнодорожник, мама – домохозяйка. Самое большое богатство, которое нам
дали родители – научили трудиться. За это им низкий поклон. В школе мы все хорошо учились,
а в летние каникулы работали.
Чтобы Валя ни делала, она делала отлично, вкладывая всю душу. Школу закончила в основном
на 5 (в аттестате только две 4), институт – с красным дипломом, в школе стала отличником народного просвещения. Но не это было для неё главным. Валя, прежде всего, думала о людях:
о близких, друзьях, своих учениках, коллегах и только в последнюю очередь о себе. Она была
человеком прекраснейшей души, обладала большими способностями и невероятным
трудолюбием. Умела делать почти все: хорошо рисовала, сочиняла стихи, прекрасно готовила,
вязала, шила. Её жизненный девиз – «Не позволяй душе лениться!». С ней всегда было
интересно. Валюша, как солнце, притягивала людей к себе, всех она успокоит, даст дельный
совет, поможет. Даже будучи тяжело больной, она помогала своим ученикам готовиться к
экзаменам в вуз, лечащим врачам писала поздравления в стихах. Кому привелось быть рядом с
Валей, относились к ней с большим уважением, ценили её мнение. Она никогда ни о ком не
говорила плохо. Нравственная чистота, порядочность, скромность, щедрость – это наша Валя…
Годы работы в Ерцево для Валентины Петровны и Геннадия Игнатьевича Визжачих стали
незабываемыми. Всегда с трогательной любовью и теплотой они рассказывали о своих
учениках, о коллегах, о событиях в школе. В Ерцевской средней школе Валя проработала 8 лет,
а Гена 6 лет (2 года после института он служил в армии). Молодые, полные энергии и
энтузиазма начали они здесь свою трудовую деятельность. Вспоминается курьёзный случай.
Геннадий Игнатьевич после службы в армии решил купить мотоцикл «Ява». Продавец,
посмотрев на него, отправила за родителями со словами: «Вещь дорогая, а ты ещё слишком
молод ». «Родителей у меня нет. А можно я жену приведу?» – был ответ. И пришла Валюша
(так Гена её всегда называл) – маленькая, сама как старшеклассница. Но домой возвращались с
покупкой – довольные и счастливые. Думаю, что многие из их учеников до сих пор помнят
вечера химии, спорта, проводимые в клубе. А утренние зарядки? Кто ещё мог сподвигнуть
своих подопечных рано утром до уроков на занятия спортом, а потом ещё искупаться на
плотине. Ведь собиралось больше сотни ребят! Самые отважные зимой после уроков ежедневно
отправлялись по лыжне на 10 км. Кстати, Геннадий Игнатьевич до сих пор не бросает занятия
спортом: летом – велосипед, а зимой – лыжи, причём каждый день. Валюши, Вали, Валентины
Петровны нет уже 30 лет, но она всегда с нами. Забыть такого искреннего и красивого человека
просто невозможно. Как жаль, что ей было отпущено всего 43 года… Мы – семья Валентины
Петровны Визжачих, её сестры и брат очень благодарны ученикам, друзьям и коллегам за
память о ней. В 1969 году я была на педагогической практике в Ерцевской средней школе. Мне
хватило двух месяцев, чтобы понять: здесь работает коллектив единомышленников,
энтузиастов, творческих и преданных своей профессии людей. И хотя прошло уже столько лет,
я до сих пор помню поддержку и заботливое отношение моих наставников и очень им
благодарна. У меня был замечательный класс. Мои восьмиклассники оказались отличными
ребятами. Мы с ними ходили с ночевкой в поход, проводили классные часы, просто гуляли,
общались. С ними я поняла, что сделала правильный выбор, став учителем. Когда уезжала, они
всем классом пришли меня провожать, хотя время было позднее. А в Ерцево тогда было очень
строго, после 21 часа детям на улице без родителей нельзя было появляться. Поезд тронулся, и
мои милые дети бежали по перрону и кричали: «Приезжайте! Мы Вас ждём!» Этого я никогда
не забуду!
Очень интересная пара
Николай Михайлович Зуев, выпускник 1959 года:
В пос. Ерцево, в среднюю школу, по распределению приехала молодая семья Визжачих
Геннадий Игнатьевич и Валентина Петровна, очень интересная пара. Многие у меня
спрашивали, знал ли я их. Я в шутку отвечал – «нет», хотя четыре года жили с Геннадием в
одной комнате в общежитии. В комнате было всегда чистота и порядок «дули в одну дудку».
Знали друг друга, ещё учась в школе, он заканчивал Коношскую среднюю школу. На районных
соревнованиях встречались всё время. Я уехал в Ленинград в институт физической культуры
им. П.Ф. Лесгафта, а Гена – в Архангельск, в АГПИ. Волею судьбы я перевёлся в Архангельск,
на то были причины. Тут мы и стали друзьями, вместе тренировались, имели спортивные
разряды по разным видам спорта. У нас в институте были прекрасные преподавателя (это я
оценил гораздо позже). О Визжачих Г.И. и В.П., я думаю, многие выпускники школы вспоминают с большой благодарностью. Среди них и выпускники спортивного факультета, с
которыми я работал четыре года: это Пантюхин Михаил, Куприянов Валерий, Тарасов Сергей,
Абрамов Валерий, Ноговицын Андрей, Игонина Лена, Волков Александр, Дедов Олег,
Ванюшин Саша, Дедова Тамара и многие другие. Друзья предложили Геннадию Игнатьевичу
переехать в молодой перспективный город Тольятти, где он и проживает в настоящее время.
Старая танцплощадка:
Лунная рапсодия (Иосиф Кобзон)
Для чего (Вероника Круглова и Вадим Мулерман)

Фото 1 Валентина Петровна
Фото 2 Валентина Петровна и Александра Федоровна (1-4 класс) со своими учениками
Фото 3 Валентина Петровна – классный руководитель, Л.П. Гурова, А.П. Демидова с классом
Фото 4 Геннадий Игнатьевич и Светлана Николаевна Евдокимова с выпускниками, 1966 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий