Share

вторник, 5 декабря 2017 г.

О наших земляках!

За дальними увалами
Снова возвращаемся к творчеству нашего земляка, военного летчика, поэта, писателя Николая Власова. После окончания Ерцевской средней школы Николай окончил военное летное училище, посвятил жизнь служению Родине. Служил в Забайкальском военном округе. В настоящее время проживает в Вологде.
В середине декабря выйдет из печати его очередной сборник новелл «За дальними увалами».
Напомним читателям… Николай Николаевич Власов родился на ОЛП № 10 в 1943 году, детство прошло в поселке Чужга. В 1992 году вышел первый сборник «Новеллы», а в 1994 году – сборник стихов «Чужгинские песни». Год назад мы рассказывали об очередном сборнике стихов Николая Власова «Печаль ингерманландца». Посвящен он матери, уроженке Ленинградской области, которая со времен Петра I и до революции называлась Ингерманландией.
Большим поклонником таланта Николая Власова является наш известный земляк Вячеслав Александрович Горохов. Он и организовал издание двух последних книг Власова. Если коношане пожелают, можно организовать встречу с этими талантливыми земляками в Коноше. И даже не сколько для представления нового сборника, а просто - встреча с интересными людьми. Да и пора в нашем районном центре на одной из творческих площадок: музей, библиотека, редакция.. создать «Клуб интересных встреч».
Предлагаем вашему вниманию несколько новелл из нового сборника Николая Власова.
За спутником
На аэродроме очень жарко. Мы спасаемся от жары под крылом. Рядом автомобиль для запуска двигателей. Делать нечего и уйти нельзя. Ждем, когда подвезут «Космос-236», а может быть «237». Но его что-то не везут, и командир предложил расписать «пулю».
Вдалеке на грунтовой полосе постоянно клубится пыль. Работают курсанты на ИЛ-28, учатся летать. Взлет, полет по кругу, заход на посадку, посадка. Пройденный этап.
Наконец учебные полеты приостановлены. Идет вертушка МИ-6, а под ним висит черный шар. Вертолет идет на нас. Неподалеку от нашего самолета он снижается, кладет шар на специальную подставку на колесах, отцепляет трос и уходит, подняв клубы пыли, песка, сухой травы, разного мусора и раскидав у некоторых ротозеев из нашего экипажа рубахи и фуражки.
К шару подскакивает ГАЗ-66, и из кузова выпархивает пятеро солдат с автоматами. Подъезжают еще машины. Выходят офицеры и даже появилась откуда-то дама средних лет, и все бросаются к спускаемому аппарату. А он в разводах от копоти, обшивка кое-где сорвана, поблескивает иллюминатором, приглашает потрогать или оторвать кусочек фольги на память. Ничего замечательного и интересного. Экипаж равнодушен. Еще успеется, солдаты с нами не полетят.
Задержка, оказывается, была из-за того, что долго в степи искали крышку люка. Загружают лебедкой спускаемый аппарат в наш аэроплан, швартуют. Садимся по местам. Запускаем двигатели. Выруливаем. Взлетаем. В наборе высоты входим в огромное белое кучевое облако. Темно. Тряска. Справа по борту зажглась искорка, зигзагами подскочила к самолету, ослепила. Удар! Замолчала ультракоротковолновая радиостанция с правого борта. Включаем вторую. Выскакиваем на солнце.
Спутник нужно доставить на завод. Сегодня суббота. Садимся на заводской аэродром к вечеру. С правой стороны кабины, где ударила молния, черные заклепки и оплавилась антенна радиостанции.
Заводские мужики волчат, чего так долго.
-Долго искали крышку, - отвечает командир.
Ах, эти крышки, весь двор завален этими крышками.
Я звоню в город, здесь живет моя сестра. Она долго не берет трубку. Обрадовалась звонку, просит приехать к ней. Я упрашиваю командира остаться ночевать. Он ни в какую.
Мы уходим в ночь на восток, на свою базу в Забайкалье. Без посадок пойдем до базы.
22 февраля 1996 год
Посадка без огней
Самолет приближался к земле. Ярко светили огни посадочных прожекторов. Самолетные фары светили слабо. Еще слабей были огни ограничивающие посадочную полосу. Уже была видна трава грязно-зеленого цвета.
Стас полностью убрал газ и стал выравнивать машину над землей. И вдруг погасли посадочные прожекторы, пропали огни посадочной полосы. Самолетные фары почти не давали света после такой до этого «иллюминации».
- А до земли совсем мало, да, и где она? Не видно. Если дать газ и уйти на второй круг? Ничего не видно. Очень просто можно зацепиться краем ж вспоминайте меня. Тишина. Даже радио, вроде бы, затихло.
- Только не нужно дергать ручкой. Задержи ее, задержи, - вспомнились слова инструктора, обращенные к нему и к его однокашникам-курсантам, - машина сама сядет после выравнивания, не мешай ей.
Стас затаил дыхание. Но ведь он не закончил выравнивание.
- А сколько сейчас до земли? Метр? Два? Три? А вдруг больше? Если метр – ничего страшного. Ну пусть машина упадет с метра. Ничего. Но если больше? С трех, четырех метров машина может свалиться на крыло, и тогда тоже вспоминайте меня.
И вдруг Стас почувствовал как левое колесо коснулось земле, закрутилось и завибрировало, потом правое. Зажглись посадочные прожекторы, уже не нужные Стасу, и огни ограничивающие полосу.
Прошло около пяти секунд с момента их выключения. Вроде ничего особого не произошло на аэродроме: рулили, находились в воздухе самолеты, а на посадочной полосе заканчивал пробег самолет Стаса. Когда самолет зарулил, Володя, сменяющий Стаса в кабине, хлопнул его во плечу:
- Молодец! А наш, когда свет погас вокруг СКП закрутился, кричал, матерился. Вон, сам идет. Жди поздравления!
Примечание: СКП – стартовый командный пункт.
22 января 1985 год
Французский замок
-Большое спасибо, большое спасибо, - Михаил Борисович выходил за столяром на лестничную площадку, сопел, кряхтел и громко стучал палкой.
- Пожалуйста.
Дверь щелкнула.
- Что же вы наделали?
- Я? Что?
- Ключ то вы взяли?
- Нет! Он остался там.
- Теперь не открыть!
- Как не открыть?
- Ключ то где?
- Он там. В комнате.
- Чем открывать-то будете?
- Как чем? А вы?
- Я тоже не открою. Я могу только топором взломать.
- Я вас очень прошу.
- Как же я без ключа то? Не открыть мне. До свиданья.
- Что случилось, Михаил Борисович? Здравствуйте, - на площадке появился сосед.
- Здравствуйте. Да, вот, дверь щелкнула, а ключи там. Замок поставил новый - французский. Ты, Саша, можешь открыть?
- Только топором. Больше никак.
- Что за шум, а драки нет? - еще один сосед Юрий Макарыч - тучный пенсионер открывал свою дверь.
- Здравствуйте, да, вот, дверь щелкнула, а ключи гам, - забормотал Михаил Борисович.
- Подожди, - я щас, -дверь закрылась.
-Вот не повезло, вот не повезло, Саша.
-Не волнуйтесь, Михаил Борисович.
-Вот, пробуй,- открывая дверь Юрий Макарыч протянул Михаилу Борисовичу ключ, а под
ладошкой огромной руки Юрия Макарыча красовался разноцветный «рой» различных ключей на цепочках, кольцах, проволочках. Михаил Борисович отставил свою палку и правой рукой взял ключ, а левой снизу поддержал звенящий «рой». Он что-то бормотал толстыми губами, кое-как вставил ключ в скважину, и его попытки повернуть ключ оказались безуспешными.
- Да разве,... французский замок, - услышал Саша.
- Подожди, дай глянуть, - Юрий Макарыч нагнулся к замку, - так, так, дай ключи.
- Да разве,...- бормотал Михаил Борисович, протягивая Юрию Макарычу ключи.
Юрий Макарыч перебирал ключи, громко говорил: - так, нет,... так,...- вдруг схватил какой-то ключ, остальной «рой» звякнул, оказался под ладошкой:
- Попробуй этим.
Михаил Борисович тряс плечами, руками, губами и повторял:
- Да - разве,... французский замок,....
- Пробуй, пробуй, - перебил его Юрий Макарыч.
Михаил Борисович долго вставлял ключ в скважину, потом повернул раз, повернул два и открыл дверь.
Саша увидел, как радостно заблестели под очками глаза у Михаила Борисовича, по правой щеке покатилась слеза, он вытащил ключ, повернулся и протянул весь «рой» Юрию Макарычу:
- Спасибо, большое спасибо. Неожиданно улыбка замерла, глаза вопросительно округлились, потом прищурились.
-Пожа...-начал говорить Юрий Макарыч, осекся и снова загремел ключами: - так, нет,... так, нет,...вот! - схватил ключ, отцепил кольцо и протянул ключ Михаилу Борисовичу:
- Забери, вот, - повернулся и заковылял к своей двери.
6 марта 1990 года

Подготовил Александр Соколов

Комментариев нет:

Отправить комментарий