1941 год. Ленд-лиз
Ленд-лиз -
государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли
своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское
оборудование и лекарства, стратегическое сырьё…
Закон о ленд-лизе, имеющий полное
название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» и принят Конгрессом
США 11 марта 1941 года. 7 ноября 1941 года после нападения Японии на
американскую базу Перл-Харбор и вступления США во Вторую Мировую войну
президент США Франклин Рузвельт официально объявил оборону СССР «жизненно
важной» для безопасности США.
Ощутив мощь удара фашистского агрессора, в Кремле понимали,
что победить его без союзников будет невероятно сложно. Собственно, это знали и
раньше: не случайно негласные переговоры Москвы с Лондоном и Вашингтоном
возобновились практически сразу же после нападения Гитлера на Польшу. Впрочем, союзники
обозначили свою позицию сразу же после нападения Германии на Советский Союз. У.
Черчилль высказался за всемерную поддержку и помощь Советскому Союзу уже 22
июня 1941 года, Ф. Рузвельт - 24 июня. Однако характер помощи, масштабы и сроки
военных поставок остались за рамками деклараций. Более того, некоторое время
вопрос о заключении военного союза с советской стороной даже не ставился, хотя
Москва высказалась за создание единого фронта народов для противодействия
Гитлеру и была вправе рассчитывать на быструю и эффективную западную помощь,
поскольку СССР принял на себя основной удар германской военной машины. Тем более что ситуация на фронте
складывалась острейшая: по некоторым данным, уже в первый месяц войны
безвозвратные потери Красной Армии составили около 1 миллиона человек, кроме
того, обозначилась крайняя нужда в вооружении. Катастрофа советских войск в
Белоруссии, глубокий прорыв немцев на северо-западном и юго-западном
направлениях, вселило руководству Великобритании надежду на устранение
непосредственной угрозы гитлеровского вторжения на Британские острова, то с
учётом громких побед вермахта над полях Белоруссии и Украины английскому
военному руководству приходилось опасаться, не придётся ли вновь оказаться с
Гитлером один на один. Известен такой факт, например, что военно-морской министр США Ф. Нокс, с которым встречались члены
советской миссии в Нью-Йорке в июле, заключил с министром финансов Г. Моргентау
пари, утверждая, что к сентябрю 1941 г. немцы возьмут Ленинград, Москву, Киев,
Одессу... Большую роль в ускорении помощи Красной армии сыграл президент
США Франклин Рузвельт. 31 июля он принял советскую делегацию, держался
благожелательно и в обращении оказался проще своих министров. Уже 31 августа 1941 г. в Архангельск с Британских островов
прибыл первый конвой под кодовым названием «Дервиш» с военными грузами. «Дервиш»
отправился из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск десятью
днями позже без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из
шести торговых судов. Эскорт состоял из трёх минных тральщиков, трёх эсминцев и
трёх противолодочных траулеров. Командование конвоем осуществлял
британский контр-адмирал. Конвой доставил: 49 самолётов, 800 магнитных мин, 3 тыс. бомб, 1,1 млн.
патронов. Маловато, конечно, но и за это советские воины были благодарны
союзникам. Но это были первые
шаги. Всего за годы войны в Советский Союз было поставлено (в первую очередь по
ленд-лизу) около 17 млн. тонн грузов, в том числе свыше 22 тыс. самолётов
различных типов, 11,9 тыс. танков, 13 тыс. орудий и миномётов, 410 тыс.
автомобилей, 8,7 тыс. артиллерийских тракторов-тягачей, 11 тыс. вагонов, около
2 тыс. паровозов, 36 тыс. радиостанций, 345 тыс. тонн горюче-смазочных
материалов и взрывчатых веществ, 4,7 млн. тонн продовольствия и другое
вооружение и стратегические материалы. Всего на сумму по разным оценкам от 9,6 до 11,3 миллиарда
долларов.
Кроме того, в Советский Союз
поставлялись самоходные артиллерийские установки, торпедные катера,
противолодочные корабли, металлорежущие станки, сталь, цветные металлы, хлопок,
кожи, автомобильные шины, армейские ботинки. Огромное значение для СССР имели
поставки продовольствия - из США было поставлено 1 750 000 тонн тушенки,
сгущенного молока, масла, шоколада, яичного порошка и многих других продуктов и
такие важные лекарства, как пенициллин.
Член Политбюро ЦК Анастас
Иванович Микоян, во время войны отвечавший за работу семи наркоматов
(министерств) - торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной
промышленности, морского транспорта и речного флота и будучи наркомом внешней
торговли СССР, с 1942 года руководивший приемом поставок по ленд-лизу – «...
без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали».
Но укажем, что подавляющее
большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в
1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941
году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов,
что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент
составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на
1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была
не слишком заметна.
Маршруты поставок.
Ленд-лизовские грузы попадали в СССР по четырем маршрутам:
посредством арктических конвоев в Архангельск, Молотовск (Северодвинск) и
Мурманск (примерно 25% всех поставок), по Черному морю, через Иран, через
дальний Восток (50% поставок). Наиболее известным из этих маршрутов,
безусловно, является арктический. Героизм моряков арктических конвоев воспет во
множестве книг и кинофильмов. Вероятно, именно по этой причине у многих
создалось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР
именно арктическими конвоями. Как мы видим,
через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов,
но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку. Одной из главных
причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности
немцев. Всего с августа 1941 года по
май 1945 года было проведено 78 конвоев (около 1400 торговых
судов), из них 40 –арктических. 85 торговых
судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера,
6 эсминцев и
8 других эскортных судов) были потеряны. Погибло 3000 британских моряков. Первые
конвои остались незамеченными и не имели потерь. 7 января 1942 года было потоплено
первое британское судно «Вазиристан» из конвоя PQ-7. Самым трагичным был конвой PQ-17, который потерял 23 корабля из 36. Из состава команд судов погибло 153 человека. В
период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы.
Подготовил
Александр Соколов
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.