Share

пятница, 24 апреля 2020 г.

75-летие Великой Победы ! Ленд-лиз


                                          1941 год. Ленд-лиз

Ленд-лиз - государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё…

Закон о ленд-лизе, имеющий полное название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» и принят Конгрессом США 11 марта 1941 года. 7 ноября 1941 года после нападения Японии на американскую базу Перл-Харбор и вступления США во Вторую Мировую войну президент США Франклин Рузвельт официально объявил оборону СССР «жизненно важной» для безопасности США.

Ощутив мощь удара фашистского агрессора, в Кремле понимали, что победить его без союзников будет невероятно сложно. Собственно, это знали и раньше: не случайно негласные переговоры Москвы с Лондоном и Вашингтоном возобновились практически сразу же после нападения Гитлера на Польшу. Впрочем, союзники обозначили свою позицию сразу же после нападения Германии на Советский Союз. У. Черчилль высказался за всемерную поддержку и помощь Советскому Союзу уже 22 июня 1941 года, Ф. Рузвельт - 24 июня. Однако характер помощи, масштабы и сроки военных поставок остались за рамками деклараций. Более того, некоторое время вопрос о заключении военного союза с советской стороной даже не ставился, хотя Москва высказалась за создание единого фронта народов для противодействия Гитлеру и была вправе рассчитывать на быструю и эффективную западную помощь, поскольку СССР принял на себя основной удар германской военной машины. Тем более что ситуация на фронте складывалась острейшая: по некоторым данным, уже в первый месяц войны безвозвратные потери Красной Армии составили около 1 миллиона человек, кроме того, обозначилась крайняя нужда в вооружении. Катастрофа советских войск в Белоруссии, глубокий прорыв немцев на северо-западном и юго-западном направлениях, вселило руководству Великобритании надежду на устранение непосредственной угрозы гитлеровского вторжения на Британские острова, то с учётом громких побед вермахта над полях Белоруссии и Украины английскому военному руководству приходилось опасаться, не придётся ли вновь оказаться с Гитлером один на один. Известен такой факт, например, что военно-морской министр США Ф. Нокс, с которым встречались члены советской миссии в Нью-Йорке в июле, заключил с министром финансов Г. Моргентау пари, утверждая, что к сентябрю 1941 г. немцы возьмут Ленинград, Москву, Киев, Одессу... Большую роль в ускорении помощи Красной армии сыграл президент США Франклин Рузвельт. 31 июля он принял советскую делегацию, держался благожелательно и в обращении оказался проще своих министров. Уже 31 августа 1941 г. в Архангельск с Британских островов прибыл первый конвой под кодовым названием «Дервиш» с военными грузами. «Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск десятью днями позже без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Эскорт состоял из трёх минных тральщиков, трёх эсминцев и трёх противолодочных траулеров. Командование конвоем осуществлял британский контр-адмирал. Конвой доставил: 49 самолётов, 800 магнитных мин, 3 тыс. бомб, 1,1 млн. патронов. Маловато, конечно, но и за это советские воины были благодарны союзникам. Но это были первые шаги. Всего за годы войны в Советский Союз было поставлено (в первую очередь по ленд-лизу) около 17 млн. тонн грузов, в том числе свыше 22 тыс. самолётов различных типов, 11,9 тыс. танков, 13 тыс. орудий и миномётов, 410 тыс. автомобилей, 8,7 тыс. артиллерийских тракторов-тягачей, 11 тыс. вагонов, около 2 тыс. паровозов, 36 тыс. радиостанций, 345 тыс. тонн горюче-смазочных материалов и взрывчатых веществ, 4,7 млн. тонн продовольствия и другое вооружение и стратегические материалы. Всего на сумму по разным оценкам от 9,6 до 11,3 миллиарда долларов.

Кроме того, в Советский Союз поставлялись самоходные артиллерийские установки, торпедные катера, противолодочные корабли, металлорежущие станки, сталь, цветные металлы, хлопок, кожи, автомобильные шины, армейские ботинки. Огромное значение для СССР имели поставки продовольствия - из США было поставлено 1 750 000 тонн тушенки, сгущенного молока, масла, шоколада, яичного порошка и многих других продуктов и такие важные лекарства, как пенициллин.

Член Политбюро ЦК Анастас Иванович Микоян, во время войны отвечавший за работу семи наркоматов (министерств) - торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота и будучи наркомом внешней торговли СССР, с 1942 года руководивший приемом поставок по ленд-лизу – «... без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали».

Но укажем, что подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна.

Маршруты поставок.
Ленд-лизовские грузы попадали в СССР по четырем маршрутам: посредством арктических конвоев в Архангельск, Молотовск (Северодвинск) и Мурманск (примерно 25% всех поставок), по Черному морю, через Иран, через дальний Восток (50% поставок). Наиболее известным из этих маршрутов, безусловно, является арктический. Героизм моряков арктических конвоев воспет во множестве книг и кинофильмов. Вероятно, именно по этой причине у многих создалось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями. Как мы видим, через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку. Одной из главных причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности немцев. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (около 1400 торговых судов), из них 40 –арктических. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. Погибло 3000 британских моряков. Первые конвои остались незамеченными и не имели потерь. 7 января 1942 года было потоплено первое британское судно «Вазиристан» из конвоя PQ-7. Самым трагичным был конвой PQ-17, который потерял 23 корабля из 36. Из состава команд судов погибло 153 человека. В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы.
                                                                                      Подготовил Александр Соколов


Комментариев нет:

Отправить комментарий