Share

суббота, 2 июня 2018 г.

80 лет Ерцевской средней школе!

Владимир Кондратенко, человек-легенда
Выпускник Ерцевской средней школы 1960 года
Часть первая
Заслуженный военный летчик-испытатель, начальник Школы летчиков-
испытателей им. А.В. Федотова (ШЛИ) в г. Жуковском, 50 лет испытывал
новейшие образцы военной техники.
Владимир Григорьевич Кондратенко родился в 1942 году в пос. Осиновка (ОЛП № 12).
Поступил в 1961 году в Тамбовское высшее авиационное училище
летчиком им. Марины Михайловны Расковой и в 1965 году успешно
окончил. В тот год училище окончило двести выпускников.
Владимиру очень хотелось стать «моряком» - военным летчиком в
морской авиации. Получил назначение в Калининград, в авиацию ДКБФ –
дважды Краснознаменного Балтийского флота.
Рассказывает военный летчик:
«Приехали в Калининград в штаб авиации, а нам говорят: «На паровоз, - и
езжайте в Белоруссию!». Причем тут морская авиация и Белоруссия?!! Мы
приехали, там начальник авиации генерал-полковник Гуляев. А мы не
просто летчики, а летчики-инженеры. Прибываем в Быхов, там
авиационный городок. Ворота открываются. Общежитие, где нас
поселили. Смотрю – Ту-16 – дальний ракетоносец, носитель ядерного
оружия. В Быхове летал на этом самолете с 1965 по 1969 годы. Потом в
январе 1970 года переводят меня в Калининград, где я служил по 1973 год.
Летал на самолете Ту-22. В Калининграде родилась дочь Инга.
В 1973 году поехал сдавать экзамены в особо закрытый военный гарнизон
«Владимировку» – Астраханская область. Там был институт ГК НИИ ВВС –
научно-испытательный государственный краснознаменный институт
военно-воздушных сил. Настолько засекреченный был!! Там родился сын
Михаил.
Во «Владимировке» прослужил до 1982 года. В этот год перевели меня из
Министерства обороны в Министерство авиационной промышленности –
МАП на должность летчика-испытателя, инспектора МАП. То есть в
августе 1982 года переехал жить в Жуковский, где живу и по сей день.
В 1989 году стал начальником Школы летчиков-испытателей им. А.В.
Федотова (ШЛИ) в г. Жуковском. Ушел с этой должности на пенсию в 2012
году. Проработал начальником Школы летчиков-испытателей (ШЛИ) 23
года.
Летать начал в 1962 году. Пролетал 50 лет»...
Традиционный вопрос: как семья оказалась в Ерцево?
«Просто попала. Отца призвали в армию и запихали его в эту
Тьмутаракань, во внутренние войска. А тогда в 1937 году в Ерцево на
железной дороге Москва – Архангельск основали первый лагерь
Каргопольлага и поселок Ерцево.
И стали строить. Заключенных у нас в стране было много – халява,
дешевая рабочая сила. Построили здоровенную зону, огородили забором
метров пять высотой. Тут же быстро лесопильные приспособления
организовали. Тут же валят лес, тут же бревна пилят на доски. Внутри
забора построили бараки для заключенных. Огородили колючей
проволокой, как положено. Вышки стоят. На вышках стоят солдаты зимой
в шубах с автоматами ППШ, с винтовками. А с внешней стороны стали
строить бараки для людей, которые охраняют, обслуживают и т.д. И
образовался поселок Ерцево, который стал одной из составляющих
ГУЛАГа – Каргопольлага. В книгах хорошо изложена эта, но…грустно все
это… Лес вырубают. Заключенных выводят. На морозе собаки лают.
Холодно. А вокруг солдаты.
Утром спать не хочется. Я с отцом. Смотрю, как заключенных выводят в
колонну по четыре. Собаки лают. И пошли. Сбоку солдаты идут с
винтовками и автоматами. Километр отошли, туда, где лес есть. Костер
развели, чтобы погреться. Поставили вокруг солдат. И ребята начинают
валить лес.
Учитывая, что я часто читал дела осужденных, что-то расспрашивал у
отца, он вел дела осужденных, заключенных. Иной раз домой эти дела
приносил. Не знаю, правильно это было или нет. Видимо, много было
работы, не успевал за целый день, и по ночам работал, что-то писал,
подшивал в эти дела. Видимо, характеристики. Например, заключенный
Иван Иванович отличился, благодарность ему объявили. Значит, эту
бумагу надо пришить в дело. Плохо ведет себя кто-то, в карцер посадили,
бумагу об этом тоже надо пришить к делу, и т.д. Он занимался этими
делами. Во внутренних войсках служил. Отца звали Григорий Артемьевич
Кондратенко (1913 г.р.), а маму – Нина Филипповна Шуршукова (1919 г.р.).
Отец родился в деревне Новы-Короли Ивановской области. А мама была
из соседней деревни.
Когда лес вырубят вокруг одного временного поселка, начинали
прокладывать дорогу к следующему ОЛПу. Опять строят поселок в лесу,
где валят лес, чтобы дальше строить дорогу. Опять примерно за пять лет
выпилят лес в округе и дальше строят новую зону и при нем новый
поселок. Так у родителей здесь жизнь и прошла.
У нас в семье было трое детей: старшая Галя родилась в 1940 г.
(Давыдовский сельский совет). Я родился в 1942 году в п. Осиновка.
Хорошее название – Осиновка! Младшая Людмила родилась в 1944 году,
кажется, в самом Ерцево. Вот так по поселкам и прыгали.
В 1960 году после окончания школы отец отслужил 25 лет По закону мог
уехать в среднюю полосу. Мама взяла козу. Погрузили ее с барахлом в
теплушку (товарный вагон) и поехали по этой в Ногинск, потому что там
жил мамин младший брат. Были кое-какие сбережения и купили там, в
Ногинске, полдомика на ул. Красная, д. 15 Крохотный такой – две
комнатки и кухня. На все деньги, что отец заработал за 25 лет, он купил
эти полдомика.
У меня остались добрые воспоминания о своей малой Родине и стараюсь
ежегодно бывать на этой земле. Там есть красивое озеро Осиновское. И
поселок назвали как это озеро. Когда мы там жили, поселок был
стандартный. На тысячу заключенных было примерно 15-20 домов, где
жили люди, которые охраняли, кормили, учили детей.
Все поселки и их обслуживание делали руками заключенных.
Стандартный дом из бревен с двумя крыльцами с каждой стороны, на
четыре, или на две семьи.
Когда мы последний раз жили на озере Сиеньга, там был точно такой дом.
Кругом одни болота, озера… Вот в таких местах жили заключенные и
охрана с семьями.
Вот я в Осиновке родился, потом отца перевели в пос. Мостовица, потом в
пос. Замах, а потом – последнее место - пос. Сиеньга. Забавные названия.
Из детских воспоминаний помню, как отец на лошади меня возил.
Посадит меня впереди, что-то показывает. Летом блестела вода в озере
на солнце. Красиво. Воспоминания о том, как заключенных ведут лес
валить, касаются уже Сиеньги. Это уже был 1955 год. Мне, балбесу, было
уже больше десяти лет. Помню, как махорку таскал заключенным. Какие
там развлечения?! Мама работает, отец тоже. А я шатаюсь. К отцу, видимо,
заключенные хорошо относились. Меня все знали. Я ходил мимо часового.
Приходил в кузницу. Возьму молот, замахнусь. Заключенные хохочут. «Ну,
давай, бей!», - говорят мне заключенные. Я бью мимо. Потом дадут мне
деньги, попросят махорки купить. Я бегу в магазин. Спрячу махорку под
куртку и иду. Заключенные научили меня на тракторе ездить. Поехал я по
железной дороге. Навыков нет. Не могу ровно ехать. Приближаюсь к
краю, задеваю за рельсу, все костыли повыдергивал, которые рельсы
держат. Если не усмотрят, я костыли повыдергиваю. Заключенные потом
их обратно вбивают.
Потом заключенные подарили мне финку с наборной ручкой (красный
плекс, зеленый, синий). Ручка блестящая. Сами делали в кузнице. Тогда
модно было. Все ходили с финками. И мне подарили за что-то (смеется) –
за сахар, за чифир, за махорку. Один раз взял ее с собой на улицу. Мы с
мальчишками на этих финках сражались. Парню одному палец порезали.
Я «припер» эту финку домой, куда-то спрятал. Мама нашла. И пропала эта
финка… Красивая вещь была. Гордился. Вот такое детство было. Было у
нас еще футбольное поле на месте выпиленных и выкорчеванных
деревьев. Мы играли командами. Организовывали соревнования между
поселками. Некуда же податься!
Продолжение следует…
Фото 1 Старшая сестра Галина, маленький Владимир и младшая сестра Людмила с мамой
Ниной Филипповной.
Фото 2 Сидят: мама Нина Филипповна, Владимир, папа Григорий Артемьевич, старшая
сестра Галина. Стоит младшая сестра Людмила.
Подготовил А.М. Соколов

Комментариев нет:

Отправить комментарий