Share

среда, 23 января 2019 г.

80 лет Ерцевской средней школе.25 лет выпуска.

До юбилея школы осталось 10 дней

Я предвкушаю наши встречи
На милой Ерцевской земле…
И школьный юбилейный вечер…
Воспоминанья светлых дней…
Учителям благословенным
Нижайший до земли поклон!
За их урок, за наставления,
За дух, что ими был вселён,
За то, что мы сегодня вместе
Прониклись памятью души.
Как будто сон с благою вестью,
Как будто сон судьбу вершит!
Любовь Бабаева (Старцева)

Встречи выпускников

Наша школа сохраняет трогательную традицию – проведение вечеров встреч
выпускников. Выпускники приезжают и на юбилейные даты школы, и на юбилеи своего
выпуска, т.е.два раза в пять лет! В Советское время все институты и техникумы были
государственными и подчинялись единому расписанию, и каникулы были в одно время.
Поэтому и встречи выпускников проходили в первую субботу февраля. К сожалению,
сейчас в стране все перевернулось и далеко не все могут приехать на встречи. Несмотря
на это, школа ежегодно проводит вечера встречи выпускников. И спасибо ей за это!
Особенно торжественно, празднично и душевно проходят встречи, посвящённые юбилею
школы. И конечно, вечера проходят в стенах родной школы. Но два юбилея проходили в
клубе: 25-летие и 50-летие школы! Сегодня наш рассказ о 25-летии, который проходил 30
января 1964 года. Приглашения выпускникам (в почтовых конвертах) были заранее
разослали во все концы страны. Приехало много гостей, а те, кто не смог приехать,
прислали письма, выдержки из которых мы опубликуем. В зале не было свободных мест,
школьникам мест не досталось. Ведущей торжественной части была незабвенная Ирина
Александровна Бочкова. На этом вечере произошел такой случай. На сцену приглашались
учителя и работники школы, которым вручались грамоты и подарки. Конечно, после
объявления очередной фамилии зал рукоплескал. И вдруг объявляют незнакомую
фамилию, – в зале мертвая тишина. И на сцену поднимается всеми любимая техничка из
первого здания школы – тетя Нюра, которая жила в школе. Её все так называли, а отчества
и фамилии никто не знал. Зал взорвался такими аплодисментами, – просто овациями,
которыми не встречал никого, и встал. Её долго не отпускали со сцены, и она, и
некоторые в зале прослезились. Эта хрупкая женщина топила печки, убирала большое
здание, подавала звонки, ругала, а иногда и привечала озорников.
Из писем выпускников к 25-летию ЕСШ:
Письмо Анатолия Ковальчука:
Дорогие ребята, пионеры 7 «Б» класса! В пионеры я вступил в 1938 году в Ленинградской
школе, занятия в которой были прерваны в 1941 году войной и блокадой Ленинграда.
Начавшаяся блокада города и голод, который валил людей, ввергли меня в болезнь –
дистрофию, которая Вам, к счастью, известна только по книгам. В марте 1942 года я
эвакуировался из Ленинграда через Ладожское озеро (на машинах по «Дороге жизни», как теперь её называют) в Архангельскую обл. пос. Ерцево. Так и попал в школу, в которой
Вы сейчас учитесь. Программу за 7-ой класс я прошёл самостоятельно летом 1942 года и
сразу поступил в 8-ой класс, в котором и вступил в члены ВЛКСМ. Дорогие пионеры!
Ваше письмо воскресило во мне память хотя и о тяжёлых, но светлых и добрых днях
школьных лет. С искренним уважением к Вам, Вашей учёбе и работе, бывший ученик и
комсомолец Ерцевской школы, Анатолий Ковальчук
Письмо Дударовой Аллы:
Дорогие ребята! Хочется и мне написать вам, в свою школу. Ерцевская школа – это сейчас
самые дорогие и приятные воспоминания для меня. В вашей школе я училась в 5,6,7,8 и 9
классах. Была председателем учкома школы, принимала активное участие в
самодеятельности. У нас была замечательная пионервожатая Нина Добровольская, с
которой мы ездили выступать в годы войны в госпитали к раненым, выступали на
олимпиадах. В школе было много интересных дел, мы очень любили её и своих учителей.
Русскую литературу преподавала у нас Дора Мироновна Рогинская. Благодаря ей и
прекрасным литературным вечерам, проводимым ею, я и выбрала для себя такую же
специальность. Теперь я уже давно преподаю русский язык и литературу в старших
классах. Создала образцовый кабинет литературы в городе, награждена за работу
«Отличник народного образования Украины». Я очень люблю свою работу. Свою
Ерцевскую школу часто вспоминаем. У нас там много было друзей. Я назову их вам: это
Соня Шифрина, Лина и Геня Кузнецовы, Лёня Дудников, Виктор Чудинов, Борис
Леменов, Оля Козлова, Лиля Кохновер, Надя Фокина и много, много других.
Письмо Дьячковой Тамары:
Дорогие мои учителя! Я довольна, что обо мне вспомнили. Школу окончила я около 13
лет тому назад, в 1951 г. и в том же году поступила в Ленинградский университет на
физический факультет. Окончила его по специальности физика атмосферы и получила
распределение в Главную Геофизическую обсерваторию, под Ленинградом, в 14 км от
него. Работаю в обсерватории до сих пор в качестве инженера. Сейчас работаю в
лаборатории методов метеонаблюдений. Работа в обсерватории нацелена на изучение
физических процессов, происходящих в атмосфере и в подстилающей поверхности, т.е. в
небольшом слое земной коры, с тем, чтобы полученные данные использовать для нужд
народного хозяйства и для улучшения прогнозов погоды. Во время учёбы я допустила
одну явную ошибку: считала, что физиком можно стать, не зная математики. От этого я
страдаю до сих пор. А учиться во время работы уже сложнее, особенно женщине:
появляется семья. У меня растёт девочка Светлана. Ей уже 5 лет. Уже и она скоро будет
школьницей. Муж мой работает в той же обсерватории в отделе атмосферного
электричества. Он, правда, защитил кандидатскую диссертацию. 26/XII 64 г.
Письмо Зайцева Юрия:
Уважаемая комиссия! Прежде всего, здравствуйте, дорогие учителя! Разрешите
поздравить Вас и всю Вашу (нашу) школу с большим праздником – 25 лет. Вам пишет
выпускник школы 1953 года – Зайцев Юрий. Мне очень жаль, что я не смогу быть на
Вашем празднике. А ведь хотелось бы увидеть своих учителей и товарищей, поговорить,
вспомнить школьные годы. О себе коротко. Окончил школу в 1953 году (все 10 классов
был в Вашей школе). Затем Оренбургское Военное Авиационное училище штурманов. В
1955 г. был направлен в Москву в лётную часть, где сейчас и работаю. Летаю на
замечательных лайнерах Ил-18. Многие из Вас летали. В настоящее время налетал более
1000000 км, т.е. около 3500 часов пробыл в воздухе. Побывал во многих городах нашей
страны и за рубежом. Хочется видеть последователей из Вашей школы. Работа очень
интересная, если кто из учеников хочет идти в лётную школу, то давайте, ребята, не
пожалеете. Главное здоровье и, конечно нужно прилежно учиться. О дисциплине не
говорю, без неё у нас не может быть речи. Вот, собственно, это моё пожелание, вернее
призыв: «Все в авиацию!». В школе нас было пять друзей – Курдявко, Рогинский,
Пахомов, Харламович. 27.01.65 
Письмо Зайцевой (Юницыной) Галины, г. Ленинград:
В Ерцевской школе я училась10 лет. Это были лучшие годы в моей жизни: радостные,
счастливые и полные надежд на будущее. Несмотря на то, что была война, жизнь была
трудная. Молодость не хотела уступать ничему; я успевала делать всё: училась,
участвовала в художественной самодеятельности, лыжных кроссах, много работала дома
по хозяйству. А разве можно забыть таких замечательных учителей как Мириам Эльевна,
Иван Михайлович, Нина Павловна Титова, Акиндин Владимирович, Арсений
Акиндинович и др., которые были не только нашими воспитателями-учителями, но и
самыми близкими друзьями. Я часто вспоминаю Мириам Эльевну Рогинскую, особенно
её уроки, которые почему-то остались в моей памяти, т.к. на них она постоянно учила нас
следить за своей речью, что в настоящее время я прививаю своей 6-летней дочери.
После школы я окончила Медицинский стоматологический институт и в настоящее время
работаю в г. Ленинграде, в I-ой городской стоматологической поликлинике врачом-
стоматологом.
Письмо М.Х. Саломатиной (жена Н.А. Саломатина):
Дорогие ребята! Жаль, что Николай Александрович Саломатин, которого вы
разыскиваете, не только присутствовать на вашем школьном торжестве, но даже написать
вам не сможет. Он находится в длительной заграничной командировке. Извините, что мой
рассказ о нём будет неполным и не удовлетворит вас. Вот передо мной две его школьные
фотографии военных лет. На первой он со своими учителями и товарищами – учащимися
9-го класса. На второй надпись: «Первый выпуск Ерцевской средней школы» и … одни
девочки-выпускницы с родителями. 17-летние мальчики в 1943 году оставили школьные
парты и ушли на войну. В октябре 1943 года стал солдатом и десятиклассник Ерцевской
школы Саломатин Николай. Он прошёл по трудным военным дорогам Белоруссии,
освобождал Польшу. Награждён тремя медалями и грамотой ЦК ВЛКСМ. После войны он
служил ещё 5 лет в Армии. Осенью 1950 года, после демобилизации он снова пришёл в 10
класс, учился почти на отлично. В аттестате у него 2 «четвёрки». Потом учёба в
институте, который он в 1956 году окончил с отличием. После института – работа в
научно-исследовательском институте и снова учёба, теперь в аспирантуре. Был
начальником отдела электронно-вычислительных машин в МИЭИ, занимался научными
исследованиями по применению ЭВМ в организации машиностроительного производства.
Был награждён медалью ВДНХ СССР, где экспонировалась его работа. В 1964-м,
юбилейном для Ерцевской школы году, защитил диссертацию, получил диплом и звание
кандидата экономических наук. Николай Александрович всегда с теплотой и любовью
вспоминал свою школу, учителей и Ерцево, где проходило и кончилось его детство.
С дружеским приветом Мария Харитоновна Саломатина, 23/I – 65 г.
Письмо Рогинской Натальи:
Милая, родная школа! Я свято берегу воспоминания о твоих стенах, о твоих партах,
досках, о школьном зале, школьных вечерах и школьных каникулах. Десять лет меня
связывали с тобой уроки, контрольные и диктанты, химические формулы, физические
законы и тригонометрические формулы. Десять лет вели меня и моих товарищей по
дороге познания. Учителя – из класса в класс – отдавая нам все свои знания, всю теплоту
и всё богатство большой человеческой души. С безмерной благодарностью вспоминаю я
своих учителей: Солодовникову Александру Фёдоровну, Гурову Лидию Порфирьевну,
Рогинскую Мириам Эльевну, Вавилина Николая Алексеевича, Арсения Акиндиновича
Смирнова, Ираиду Григорьевну Шевелёву, Акиндина Владимировича и Ренату
Акиндиновну Воробьёвых, Владимира Васильевича Чиннова, Ивана Михайловича
Асафова, Августу Андреевну Дергаеву, Миру Александровну Фёдорову, Алевтину
Андреевну Апёнышеву. Сердечное спасибо Вам и низкий поклон за то, что Вы вывели
меня на широкую жизненную дорогу. Я желаю Вам хорошего здоровья, долгих-долгих лет
жизни и успехов в Вашем большом, напряжённом и благородном труде. Счастья Вам! 
О себе. В 1962 году я закончила технологический институт и, получив специальность
инженера-технолога основного органического синтеза и синтетического каучука,
приехала по назначению в этот вот молодой город химии и энергетики на Средней Волге
– Тольятти. Работаю инженером-химиком в центральной заводской лаборатории на заводе
синтетического каучука. Недавно налажено производство изопренового каучука, не
уступающего по свойствам натуральному, а по ряду свойств и превосходящего последний.
Это очень большая радость для всего нашего коллектива и моя тоже. Накануне Нового
Года ЦК КПСС и Совет министров поздравили нас с успешным пуском второй очереди
завода. Я посылаю памятный брикетик изопренового каучука. Это скромный подарок
родной школе от одной из её выпускниц. С глубоким уважением и благодарностью
Рогинская Наталья, выпускница 1957 года.
Старая танцплощадка:
Не повторяется такое никогда (ВИА «Самоцветы»)

Юбилейная песня (Квартет Дак Дакс, Япония)

Фото 1-2. Учителя ЕСШ в 50-е годы
Фото 3 Вид школы со стороны гостиницы
Фото 4 Космонавт Вячеслав Дмитриевич Зудов в фойе клуба. 1977 год

Подготовили Борис Кононов и Александр Соколов

Комментариев нет:

Отправить комментарий